Лучшие капитаны Сухонского речного пароходства

statics/images/arcticles/062020/23062020xf4de1015.jpg
Пароход «Турксиб». Капитан Николай Коншин.
statics/images/arcticles/062020/23062020x77a20f95.jpg
Пароход «Оборона». Командир РТЩ-431 Симон Невзоров.
В самом начале Великой Отечественной войны Беломоро-Балтийский канал был перерезан вражескими войсками. Поэтому с Волги через Северодвинскую шлюзованную систему, Сухону на Архангельск хлынул поток военных грузов для фронтов Советского Заполярья, пошли эшелоны боевых кораблей и волжские баржи с нефтепродуктами для Северного флота, и исход дела во многом зависел от того, кто будет работать на этих стратегически важных объектах. 
Многие суда и военные объекты по своим габаритам явно не соответствовали Сухонским путевым условиям, а проводка их по Нижней Сухоне ограничивалась лишь временем весеннего паводка. Самым напряженным в части воинских перевозок для Сухонского речного пароходства был 1944 год. Тогда помимо обычного потока судов на Архангельск по заданию Государственного комитета обороны была проведена ротация с Севера в Черноморско-Азовский бассейн 40 боевых кораб­лей различного класса. Наиболее сложной была проводка громоздких транспортных доков с размещенными на них подводными лодками (М-104, -105, -107, -119) и большими морскими охотниками (БО-201, -202, -205, -208). Буксировали доки наши пароходы, а противовоздушную оборону обеспечивали речные тральщики Северодвинской военной флотилии. Пять этих тральщиков - «Оборона», «Плеханов», «Лименда», «Нацфлот» и «Могучий», бывшие колесные буксирные пароходы Северного речного пароходства, - в 1942 году были дооборудованы под новое назначение и вооружены 45-миллиметровым орудием, двумя пулеметами, оснащены минным тралом. Тральщик обычно шел впереди буксировщика, останавливал на время прохода все встречные суда. Раций тогда на пароходах не было. Телефонная связь с буксируемым объектом осуществлялась по кабелю, прикрепленному к буксирному тросу.
Проводку эту удалось завершить к началу июля уже при наступивших несудоходных глубинах по Нижней Сухоне.
За успешное выполнение задания командир отряда перегоняемых кораблей контр-адмирал Дмитрий Рогачев, а также более 100 военных моряков, речников и управленцев разных ведомств Указом от 25 сентября 1944 года были удостоены правительственных наград. Из числа награжденных остановлюсь на двух командирах, уроженцах населенных пунктов, находящихся на берегах реки Сухоны. Это Николай Иванович Коншин, капитан парохода «Турксиб» Сухонского речного пароходства, удостоенный ордена «Знак Почета». Как отмечено в наградном листе, «Коншин Н.И. лучший капитан бассейна. В навигацию 1944 года один из первых перешел на штурманскую систему судовождения на всем протяжении Сухоны. Волевой, решительный командир. При проводке специальных караванов применил всю свою судоводительскую практику и мастерство в доставке в пункт назначения безаварийно и ранее утвержденного срока графика».
Ранее, в 1943 году, за аналогичные проводки спецобъектов с подводными лодками был награжден медалью «За трудовую доблесть», а в 1953 году за долголетнюю безупречную службу на речном флоте получил высшую в то время награду - орден Ленина. В 1948 году был переведен в Северное речное пароходство, где завершил свою трудовую деятельность в 1969 году в должности капитана мощного плотовода.
Второй, Симон Васильевич Невзоров, - старший лейтенант, командир речного тральщика РТЩ-431, награжден орденом Красной Звезды. Как отмечено в наградном листе, «за отличное и досрочное окончание ремонта корабля, отличную подготовку корабля к выполнению боевого задания, отличное проведение конвоирования подводных лодок и больших охотников на протяжении 3 500 км и буксировку больших охотников и доков с подлодками в сложных условиях рек Малой Северной Двины и Сухоны». Симон Васильевич родился в деревне Полдарса Великоустюгского района, в 1931 году окончил Великоустюгский речной техникум, работал капитаном пароходов и в диспетчерском аппарате Северного речного пароходства. 
В 1950 году министром речного флота Симон Васильевич был назначен начальником Судоходной инспекции Северного бассейна, где проработал до выхода на пенсию.
Так получилось, что моя трудовая деятельность пересеклась с этими замечательными специалистами своего дела. В навигацию 1948 года я был штурманом парохода «Турксиб», которым командовал капитан Коншин. В 50-60-х годах, уже как руководитель Вологодского линейного подразделения оказался в подчинении Судоходной инспекции Северного бассейна, руководимой Невзоровым. 
Александр КОНТ, Вологда
Читатель - газета Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: