Летом жители Вологодской области уходят в «металлисты»

В теплое время года в районах области мужчины всех возрастов зарабатывают на сдаче в лом черного и цветного металла. Но то, что для одних - честный и нелегкий труд, для других - судимость.

В теплое время года в районах области мужчины всех возрастов зарабатывают на сдаче в лом черного и цветного металла. Но то, что для одних - честный и нелегкий труд, для других - судимость. 
Кладоискатели «Моя соседка, женщина»
малообеспеченная, который год все лето жалуется, что ее несовершеннолетний сын не может найти себе подработку, - рассказывает жительница Грязовецкого района Наталья Писарева. - При этом ей хочется, чтобы зарплата у ребенка была не менее 10 тысяч рублей. А когда я сказала, что мой 14-летний сын с двоюродным братом второй год подряд будут сдавать металл, она презрительно махнула рукой - мол, еще не хватало по помойкам шастать… Деньги лежат под ногами, а те, кому они нужны, брезгуют их поднять!»
Сын Натальи Ивановны Коля рассказал, что сбором металла для сдачи в лом занимался еще его дед. Брал его с собой, а когда стал немощен, внук решил подрабатывать самостоятельно. «В том году мы мало заработали, - подросток листает специальный блокнот, в котором ведет учет собранному металлу. - Всего шесть тысяч вышло за все лето на двоих. То я был в лагере, то брат. А в этом году надеемся, что на двоих будет не меньше 20 тысяч. Тонна уже есть». 
Тонна черного металла стоит порядка семи тысяч рублей. Крупные предприятия готовы сами приехать к собирателям и забрать лом, если его набирается несколько тонн. Те, у кого набрано меньше или есть вместительная машина, ездят сдавать металл сами. 
Коля и его брат Андрей ездят в поисках металла по окрестным деревням и лесам на мотоблоке. Главные объекты их «набегов» - заброшенные хозпостройки, которые никому не нужны уже не один десяток лет, деревни, свалки, старые фермы. «Когда мой дед ездил за металлом, всякого добра много было, - вздыхает Коля. - Тогда еще это не было так популярно, и тонна стоила дороже - до 10 тысяч рублей. Дед по 70 тысяч за сезон зарабатывал! А сейчас уже все, что можно, унесли… Но все равно еще кое-где можно найти то трубу, а то даже чугунную ванну».
Находка тщательно взвешивается и складывается в общую кучу, если кусок металла слишком грязный и ржавый - он тщательно зачищается. Так, килограмм за килограммом, к концу лета набирается приличный вес. 
Иногда поездки за металлом так увлекают юношей, что они тратят на это по шесть часов в день. «Когда мало нашел - не хочу останавливаться, когда много - не могу», - смеется юноша. 
Если находка оказывается неподъемной для двух подростков, Коля звонит отцу, который работает в колхозе и в период летней страды практически не берет выходных. Отец приезжает на тракторе и помогает либо загрузить тяжелый предмет в мотоблок, либо распилить «болгаркой», чтобы вывозить по частям. А если у отца нет свободной минутки, ребята маскируют большую находку ветками и мусором, чтобы вывезти потом, когда будет возможность. «В том году в лесу нашел такую огромную трубу, закидал травой и землей, всю ночь плохо спал, ждал, когда отец вернется со смены, - вспоминает Коля. - А утром, когда мы с ним поехали, трубу уже кто-то забрал - на земле остался след волочения...»
Конкуренция в этом деле у мужчин огромная, и обижаться на то, что кто-то оказался проворнее, не приходится. «Лишь бы не брали чужое, - считает Наталья Писарева. - А то соседи однажды утром у себя не нашли половину забора с сеткой-рабицей - ночью кто-то аккуратно унес...»
С дачи не надо!
«Среди «металлистов» много нечестных людей, - считает вологжанин Борис Разумов. - У тех, кто занимается металлом много лет, это уже похоже на болезнь: как увидят что-то пригодное в лом, ничего с собой поделать не могут - уносят. У меня с дачи так много чего утащили, вплоть до чугунных сковородок, из которых собаки едят. Приезжаю как-то, смотрю: собачья каша на земле лежит, а тары из-под нее нет! Конечно, относительно честный «металлист» не пойдет на взлом, но вот просто украсть то, что не заперто и не спрятано, - легко».
В пунктах приема металла подтверждают, что граждане нередко тащат в лом явно не предназначенные для этого предметы - целую и почти новую домашнюю утварь, исправные железные двери, технику в рабочем состоянии. К примеру, пока не ужесточили правила приема лома, злоумышленники польстились на полторы сотни килограммов бронзы в бюсте Клубова - вологодская пропажа «всплыла» в пункте приема цветного металла в Москве. В большом количестве тащили канализационные люки из чугуна весом порядка 80 килограммов. Но с некоторых пор люки в утиль не принимаются без справки собственника о списании, поэтому и воровать их стали гораздо реже. Но все еще везут самые неподходящие вещи - к примеру, ворота с табличкой учреждения, автогрейдер, железнодорожные рельсы... А в прошлом году пенсионерка умудрилась украсть и сдать в лом целый чужой гараж со всем содержимым - мотоциклом, лодочным мотором и другим имуществом. 
У каждого, кто сдает металлолом, в пунктах приема требуют предъявить паспорт. Также там установлены видеокамеры и проводится опись сданных в лом предметов. С помощью всех этих предосторожностей полиция, как правило, и устанавливает виновников той или иной кражи. Но вологжане считают, что при желании обойти закон не так сложно, да и сами приемщики не слишком усердствуют с бдительностью.
«У меня в прошлом году в лом сдали «Москвич», - возмущается житель Вологодского района Антон Степанов. - Воров нашли и наказали, но в пункте приема, где машина обнаружилась, у сдающего даже не спросили документы на нее, хотя должны спрашивать при сдаче даже не целой машины, а одного только кузова!» Кстати сказать, в этом году в регионе уже пострадали два автолюбителя - их «Жигули» злоумышленники попытались сдать в лом, но были вовремя остановлены полицией.
Страдают от любителей поживиться чужим металлом и крупные предприятия, а также коммунальщики, железнодорожники и  телефонисты. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: