Легальные перевозчики начали новое наступление на нелегальных
1475
Сервис BlaBlaCar могут заблокировать в России. В Таганский суд столицы подан иск астраханской автобусной компанией «Транс Лайн» и еще трех десятков автоперевозчиков страны. Они уверены, что сервис способствует незаконному предпринимательству и развитию рынка нелегальных перевозок. «Красный Север» выяснил, что ждать вологжанам, которые регулярно пользуются услугами BlaBlaCar.
Совместные поездки
Созданный в Париже в середине прошлого десятилетия сервис пришел в Россию в 2014 году. В нашей стране удобство BlaBlaCar оценили практически сразу - размещаешь на ресурсе информацию о своей поездке и находишь попутчиков, которым в эти же сроки нужно в том же направлении, что и тебе.
- Я года три с удовольствием пользовался возможностями интернет-сервиса, - рассказывает череповецкий предприниматель Валерий Федоров. - У меня торговый бизнес, поэтому по работе регулярно приходилось ездить на своей машине из Череповца в Вологду, Ярославль и Санкт-Петербург. Собирал через BlaBlaCar двух-трех попутчиков (чаще всего это были студенты, которым нужно было возвращаться на учебу из дома или ехать на сессии в другие города) - и ехать веселее, и деньги на бензин частично окупались.
Официальной статистики по регионам нет, но вологжане очень часто пользовались услугами сервиса. Самыми ходовыми направлениями поездок были Вологда - Череповец, а также путешествия из областной столицы или города металлургов в Петербург и Москву.
- У меня учеба была в столице, а герлфренд жила постоянно в Вологде. Где-то полгода мотался туда-сюда как минимум раз в две недели. Билет на поезд до Москвы в плацкарте стоит минимум полторы тысячи рублей. А водители брали с собой за 800-900 целковых. Выгода BlaBlaCar налицо, - поясняет студент Роман Соболев. - Многие мои бывшие одноклассники, кто учится в крупных городах, до последнего времени постоянно пользовались услугами сервиса.
- Я года три с удовольствием пользовался возможностями интернет-сервиса, - рассказывает череповецкий предприниматель Валерий Федоров. - У меня торговый бизнес, поэтому по работе регулярно приходилось ездить на своей машине из Череповца в Вологду, Ярославль и Санкт-Петербург. Собирал через BlaBlaCar двух-трех попутчиков (чаще всего это были студенты, которым нужно было возвращаться на учебу из дома или ехать на сессии в другие города) - и ехать веселее, и деньги на бензин частично окупались.
Официальной статистики по регионам нет, но вологжане очень часто пользовались услугами сервиса. Самыми ходовыми направлениями поездок были Вологда - Череповец, а также путешествия из областной столицы или города металлургов в Петербург и Москву.
- У меня учеба была в столице, а герлфренд жила постоянно в Вологде. Где-то полгода мотался туда-сюда как минимум раз в две недели. Билет на поезд до Москвы в плацкарте стоит минимум полторы тысячи рублей. А водители брали с собой за 800-900 целковых. Выгода BlaBlaCar налицо, - поясняет студент Роман Соболев. - Многие мои бывшие одноклассники, кто учится в крупных городах, до последнего времени постоянно пользовались услугами сервиса.
Водительские хитрости
Однако ситуация начала меняться год-полтора назад. На растущую популярность BlaBlaCar обратили внимание нелегальные перевозчики, начавшие постепенно вытеснять из сервиса тех самых обычных автолюбителей, едущих по своим делам и стремящихся «набрать себе компанию или отбить бензин».
- Схема была довольно проста, - рассказал журналисту «Красного Севера» предприниматель-перевозчик Денис. - Автобусы до Череповца из областного центра ходят до 19:30. Но и после этого времени очень много желающих уехать в город металлургов. Начинаешь собирать людей на рейс из Вологды в Череповец на 21 вечера. Загружаешь пять-шесть предложений с разбивкой по времени в 5-10 минут на разные имена. Затем постепенно делаешь их неактивными - дескать, все, полный салон попутчиков набрался. Понятно, что желающим поехать так или иначе остается только выбрать твое предложение.
В этом «потоке» вариантов предложения обычных автомобилистов просто теряются. Но чтобы подстраховать себя и действовать наверняка, нелегалы используют еще одну схему.
- Бронируешь у твоего конкурента места с фейковых профилей. Когда в систему заходит настоящий клиент, то видит, что свободные места остались только у меня. У него опять же не остается другого выбора, как ехать со мной, - делится своей тактикой Денис.
Постепенно обычные водители, которые раз за разом сталкивались с подобной ситуацией, переставали пользоваться услугами BlaBlaCar.
- Пару раз такое происходило и со мной, - признается автолюбитель Алексей Комаров. - Вроде сервис показывает, что все места у меня на ближайшую поездку забронированы, а к назначенному времени не приходит никто. Первый раз удивился, а потом прочитал в Интернете о схемах борьбы перевозчиков с конкурентами, и картина сразу же сложилась. Сейчас ищу попутчиков просто в специальных группах в социальных сетях. Туда нелегалы пока не добрались.
- Схема была довольно проста, - рассказал журналисту «Красного Севера» предприниматель-перевозчик Денис. - Автобусы до Череповца из областного центра ходят до 19:30. Но и после этого времени очень много желающих уехать в город металлургов. Начинаешь собирать людей на рейс из Вологды в Череповец на 21 вечера. Загружаешь пять-шесть предложений с разбивкой по времени в 5-10 минут на разные имена. Затем постепенно делаешь их неактивными - дескать, все, полный салон попутчиков набрался. Понятно, что желающим поехать так или иначе остается только выбрать твое предложение.
В этом «потоке» вариантов предложения обычных автомобилистов просто теряются. Но чтобы подстраховать себя и действовать наверняка, нелегалы используют еще одну схему.
- Бронируешь у твоего конкурента места с фейковых профилей. Когда в систему заходит настоящий клиент, то видит, что свободные места остались только у меня. У него опять же не остается другого выбора, как ехать со мной, - делится своей тактикой Денис.
Постепенно обычные водители, которые раз за разом сталкивались с подобной ситуацией, переставали пользоваться услугами BlaBlaCar.
- Пару раз такое происходило и со мной, - признается автолюбитель Алексей Комаров. - Вроде сервис показывает, что все места у меня на ближайшую поездку забронированы, а к назначенному времени не приходит никто. Первый раз удивился, а потом прочитал в Интернете о схемах борьбы перевозчиков с конкурентами, и картина сразу же сложилась. Сейчас ищу попутчиков просто в специальных группах в социальных сетях. Туда нелегалы пока не добрались.
Бьют тревогу
С уменьшением количества клиентов стали сталкиваться и обычные транспортные компании. Если автобусники его не почувствовали - транспорт по самым популярным направлениям по-прежнему забит под завязку, то небольшие транспортные компании бьют тревогу.
- Мы возим вологжан в аэропорт Москвы. Где-то до середины прошлого года проблем с клиентской базой не имели вовсе. А в этом году число желающих отправиться в аэропорты с нашей компанией весной упало на 15% по сравнению с прошлым годом, а осенью и вовсе на треть, - сокрушается генеральный директор транспортной компании Александр Александров. - Основные наши клиенты - те, кто летит на отдых за границу. Понятно, что сейчас у вологжан не так много свободных средств, чтобы путешествовать, но спрос на турпоездки просел не так серьезно.
Перевозчики уверены, что их пассажиров переманивают с помощью сервисов, подобных BlaBlaCar, нечистоплотные конкуренты.
- Если бы проблема заключалась только в бизнесе, то ладно - конкурентная борьба, что поделаешь, хочешь завоевать свое место на рынке, изволь крутиться, как белка. Но клиенты уходят к нелегалам, транспорт которых не проходит необходимых ТО, водителями там порой работают люди, не имеющие необходимого опыта. О какой безопасности для пассажиров тут может идти речь? Некоторые водители делают по три рейса в день, что не подпадает под понятие райдшеринга (Прим. авт. - совместные поездки на автомобиле, во время которых участники делят расходы между собой). Я не против подобного сервиса, но то, во что он сейчас выродился, не имеет ничего общего с изначальной идеей.
Автолюбители задаются резонным вопросом, почему оператор сервиса не предпринимает никаких действий, чтобы «вычистить» из системы фейковые профили и нелегальных перевозчиков.
- Мы возим вологжан в аэропорт Москвы. Где-то до середины прошлого года проблем с клиентской базой не имели вовсе. А в этом году число желающих отправиться в аэропорты с нашей компанией весной упало на 15% по сравнению с прошлым годом, а осенью и вовсе на треть, - сокрушается генеральный директор транспортной компании Александр Александров. - Основные наши клиенты - те, кто летит на отдых за границу. Понятно, что сейчас у вологжан не так много свободных средств, чтобы путешествовать, но спрос на турпоездки просел не так серьезно.
Перевозчики уверены, что их пассажиров переманивают с помощью сервисов, подобных BlaBlaCar, нечистоплотные конкуренты.
- Если бы проблема заключалась только в бизнесе, то ладно - конкурентная борьба, что поделаешь, хочешь завоевать свое место на рынке, изволь крутиться, как белка. Но клиенты уходят к нелегалам, транспорт которых не проходит необходимых ТО, водителями там порой работают люди, не имеющие необходимого опыта. О какой безопасности для пассажиров тут может идти речь? Некоторые водители делают по три рейса в день, что не подпадает под понятие райдшеринга (Прим. авт. - совместные поездки на автомобиле, во время которых участники делят расходы между собой). Я не против подобного сервиса, но то, во что он сейчас выродился, не имеет ничего общего с изначальной идеей.
Автолюбители задаются резонным вопросом, почему оператор сервиса не предпринимает никаких действий, чтобы «вычистить» из системы фейковые профили и нелегальных перевозчиков.
Дело дошло до суда
Подобная ситуация сложилась по всей стране. Первыми в конце прошлого года отреагировали в краснодарском Региональном автотранспортном союзе. Первозчики заявили, что с появлением на рынке BlaBlaCar объем перевозок легальным междугородным автотранспортом в крае сократился на 15-20%.
В итоге РАС обратился в прокуратуру. Ведомство, проведя проверку, согласилось, что работа сервиса поиска попутчиков способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок, и обратилась в суд.
Тимашевский районный суд встал на сторону перевозчиков и прокуратуры и признал «запрещенными сведения о совместных поездках на автотранспорте (райдшеринг), распространяемые на сайте blablacar.ru».
Если бы решение суда вступило в силу, то федеральный Роскомнадзор был бы обязан заблокировать доступ к ресурсу на всей территории нашей страны. Но российский оператор сервиса подал апелляцию. И смог доказать свою правоту.
Однако на этом борьба на транспортном рынке России не прекратилась. В октябре этого года прокуратура Брянска по обращению все того же РАС потребовала у BlaBlaCar заблокировать профили водителей, которые через сервис занимаются коммерческим извозом. Представители сервиса заявили, что проведут внутреннюю проверку, после чего примут решение об обновлении условий регистрации и пользования.
А уже 1 ноября был подан еще один иск против BlaBlaCar. Теперь уже в Таганский суд Москвы и о полном запрете деятельности в России. Заявление подано астраханской автобусной компанией «Транс Лайн» и еще 30 автоперевозчиками страны. Требование у истцов одно - внести сетевой адрес BlaBlaCar в реестр запрещенных сайтов и заблокировать к нему доступ на территории всей страны.
Одним из ответов российского оператора сервиса, как полагают специалисты, может стать расширение возможностей системы. Наряду с профилями физических лиц в BlaBlaCar могут появиться так называемые «профессиональные аккаунты» для коммерческих перевозчиков. Компания уже начала их тестирование.
Еще одним вариантов урегулирования ситуации в досудебном порядке эксперты видят возможное введение в сервисе ограничения на поездки водителям по одному и тому же маршруту - не больше раза в сутки. Это должно в перспективе отсечь нелегальных коммерческих перевозчиков.
В итоге РАС обратился в прокуратуру. Ведомство, проведя проверку, согласилось, что работа сервиса поиска попутчиков способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок, и обратилась в суд.
Тимашевский районный суд встал на сторону перевозчиков и прокуратуры и признал «запрещенными сведения о совместных поездках на автотранспорте (райдшеринг), распространяемые на сайте blablacar.ru».
Если бы решение суда вступило в силу, то федеральный Роскомнадзор был бы обязан заблокировать доступ к ресурсу на всей территории нашей страны. Но российский оператор сервиса подал апелляцию. И смог доказать свою правоту.
Однако на этом борьба на транспортном рынке России не прекратилась. В октябре этого года прокуратура Брянска по обращению все того же РАС потребовала у BlaBlaCar заблокировать профили водителей, которые через сервис занимаются коммерческим извозом. Представители сервиса заявили, что проведут внутреннюю проверку, после чего примут решение об обновлении условий регистрации и пользования.
А уже 1 ноября был подан еще один иск против BlaBlaCar. Теперь уже в Таганский суд Москвы и о полном запрете деятельности в России. Заявление подано астраханской автобусной компанией «Транс Лайн» и еще 30 автоперевозчиками страны. Требование у истцов одно - внести сетевой адрес BlaBlaCar в реестр запрещенных сайтов и заблокировать к нему доступ на территории всей страны.
Одним из ответов российского оператора сервиса, как полагают специалисты, может стать расширение возможностей системы. Наряду с профилями физических лиц в BlaBlaCar могут появиться так называемые «профессиональные аккаунты» для коммерческих перевозчиков. Компания уже начала их тестирование.
Еще одним вариантов урегулирования ситуации в досудебном порядке эксперты видят возможное введение в сервисе ограничения на поездки водителям по одному и тому же маршруту - не больше раза в сутки. Это должно в перспективе отсечь нелегальных коммерческих перевозчиков.
Комментарии (0)