Куда идут учиться лучшие девятиклассники региона?
«100 лучших ссузов России», «топ-50 колледжей страны» - в канун приемной кампании активизируется реклама различных учебных заведений, заманивая потенциальных абитуриентов и их родителей. Каким рейтингам на самом деле можно доверять, и есть ли свой собственный «золотой список» у Вологодской области? Поговорили об этом с заместителем начальника департамента образования Ларисой Святышевой.
Доверяй, но проверяй
- Большинство публичных рейтингов создаются на платной основе: если ты не заплатил, то ты туда не попадаешь. Поэтому всегда остается вопрос к качеству выборки. Но есть главный официальный рейтинг, который создается Министерством просвещения, основанный на множестве параметров. В нем Вологодская область занимает 17 место по стране, - пояснила Лариса Валериевна.
«Мониторинг СПО» размещен в открытом доступе на сайте monitoring.miccedu.ru, и в нем отражены данные как в целом по стране, так и в разрезе каждого региона. По каждому учебному заведению оценивается и уровень подготовки поступающих (средний балл), и инфраструктура колледжей, и уровень кадрового состава, и международная деятельность, и наличие инклюзивного образования - множество составляющих. Поэтому в чистом виде это не выглядит как «пьедестал почета», где есть однозначные лидеры: здесь, скорее, отображаются тренды и точки роста каждого конкретного колледжа и общая картина по региону.
- Само понятие «рейтинга» не очень соответствует запросу, куда пойти учиться. Потому что как сравнивать, к примеру, машиностроение и гуманитарную отрасль, IT и сельское хозяйство? Ведь это в первую очередь зависит от склонностей подростка. К тому же современное обучение имеет явный тренд на междисциплинарное развитие, где IT успешно внедряется в промышленность или сельское хозяйство, - отмечает замначальника департамента образования.
Поэтому Министерство просвещения ушло от традиционного рейтингования лучших и худших колледжей. Главная задача - подготовка кадров для экономики и социальной сферы конкретного региона, государственный заказ. И на это влияют непосредственно работодатели, создавая заявки на необходимое количество кадров и специалистов, которые им нужны в перспективе, к примеру, пяти лет. Так формируется запрос на обучение.
В основном, выделяя явных лидеров среднего профессионального обучения, делается акцент на количество заявлений, актуальность образовательных программ для нашего региона и уровень трудоустройства выпускников. В некоторых ссузах нашего региона количество человек на бюджетное место достигает 12 - как в престижные вузы страны.
Чего хотят выпускники
В последние годы тенденция такова, что 60% выпускников школ поступают в колледжи и техникумы. Да, существуют так называемые модные у молодежи профессии.
- В последнее время наиболее востребованными среди поступающих стали IT-сфера, правоохранительная деятельность, строительная отрасль и сфера обслуживания (дизайнеры, сфера эстетической косметологии), медицина - здесь традиционно высокий конкурс, - отмечает Лариса Валериевна.
Радует, что все популярнее у выпускников становится промышленность (автоматизация производства, технологии машиностроения). В топах - сварщики, мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Но не всегда «хочу» равно «могу», поэтому в школах введено профтестирование, программа «Первая профессия» и другие пробные варианты прикоснуться к профессии, а количество бюджетных мест регулирует порог поступающих.
Контрольные цифры приема в СПО в последние пять лет неуклонно растут: количество бюджетных мест за это время увеличилось на 10,24%, или на 713 мест. И если в 2020 году в ссузах было 6 965 бюджетных мест, то в нынешнем году - 7 678.
Однако абитуриенты «голосуют ногами», поэтому в каждой отрасли есть свои лидеры. Так, среди самых популярных колледжей региона традиционно сильны в подготовке кадров для машиностроительной отрасли Череповецкий технологический колледж, Череповецкий металлургический колледж и Вологодский колледж права и технологий и Вологодский индустриально-транспортный техникум. В сфере IT явным лидером является профильный Вологодский колледж связи. В сфере услуг - Вологодский колледж технологии и дизайна. В строительной отрасли в числе самых первых - Вологодский строительный колледж.
- Как правило, ряд специальностей дублируются в нескольких колледжах региона: так, помимо профильного колледжа связи, IT-направления есть и в металлургическом колледже, и в колледже ВоГУ. Но есть и уникальные специальности. К примеру, в Губернаторский колледж народных промыслов и ремесел едут поступать студенты из самых разных регионов просто потому, что больше нигде такому не учат, - поясняет Лариса Святышева.
Для визуальной иллюстрации того, что на самом деле востребовано среди абитуриентов ссузов, мы проанализировали список «Мониторинга СПО» по Вологодской области и составили таблицу из 10 самых востребованных направлений, ориентируясь на данные по количеству заявлений на место и среднему баллу поступающих.
Подтягиваем быт
Отправляя бесценного сыночка или дочку учиться, родители вполне справедливо интересуются, в каких условиях будет учиться и жить подросток. Тем более что год от года в наш регион приезжает все больше абитуриентов из других областей.
Именно поэтому в Вологодской области серьезно взялись за улучшение материально-технической базы колледжей: с 2021 года реализуется масштабная программа по ремонту студенческих общежитий. Так, уже отремонтированы под ключ общежития Вологодского колледжа технологии и дизайна, Вологодского колледжа связи и Череповецкого строительного колледжа.
Обновлены общежития Сокольского лесопромышленного политехнического техникума и Великоустюгского педколледжа. Точечные ремонты по замене окон, дверей и коммуникаций проходят ежегодно.
В нынешнем году «новоселье» в обновленных корпусах планируется в общежитиях Вологодского колледжа сервиса, Вологодского индустриально-транспортного колледжа и в Вологодском колледже права и технологии.
Самые популярные направления у абитуриентов
Комментарии
Надежда Катичева, студентка 3 курса Вологодского колледжа связи, специальность «Информационная безопасность»:
- Это одно из самых перспективных направлений в IT сейчас. Мы учимся шифровать и кодировать информацию, чтобы скрыть ее от злоумышленников. На нашем курсе всего пять девчат среди 24 мальчишек, но атмосфера в колледже очень дружная, много активностей. Для поступления понадобились хорошие знания по физике, математике, английскому и информатике: средний балл по ним - 4,5. С началом учебы в колледже пришлось с нуля освоить язык программирования Phyton.
Валерия Виноградова, студентка 3 курса Вологодского колледжа технологии и дизайна, специальность «Дизайн по отраслям»:
- Учеба сложная, но увлекательная. Пришлось осваивать новые компьютерные программы - AutoCad и nanoCad, здесь больше чертежных дисциплин. Но техника рисунка также важна, поэтому учебе приходится уделять много времени, иногда жертвуя отдыхом и развлечениями. Моя будущая профессия - дизайнер интерьеров, но мне хотелось бы также работать с керамикой, буду искать для себя наставников, исследовать новые ниши. Главное - не бояться пробовать новое.
Алексей Попов, студент 2 курса Череповецкого технологического колледжа, специальность «Оператор станков с программным управлением»:
- Специальность я выбирал сам, после экскурсии на завод «Северсталь». При поступлении оценивали средний балл аттестата и оценки ОГЭ по русскому и математике. У меня средний балл 3,65 и четверки по обоим экзаменам. Я уже подписал с заводом целевое направление, в мае начнется практика. Зарплата токаря 4 разряда - от 40 до 70 тысяч рублей, выше разряд - от 75 тысяч, а для станков с ЧПУ - и того больше. Так что у меня очень большая мотивация учиться хорошо.
Наталия Янковская, студентка 3 курса Вологодского колледжа связи, специальность «Разработчик WEB и мультимедийных приложений»:
- Компьютеры и информатика мне нравились всегда. Так что выбор колледжа связи был закономерен. Конкурс здесь серьезный: даже при среднем балле в 4,25 я была в середине списка. Учиться здесь приходится серьезно, если филонить - ничего не получится. Но и задачи интересные: на практике мне уже довелось работать с техническими заданиями по созданию сайтов, анализировать госпаблики, проверяя их на наличие ошибок в архитектуре построения сайтов.
Комментарии (0)