Художникам покажут старую Шексну

Верещагинский пленэр может пройти следующим летом на берегах реки Шексны в Кирилловском районе.

Верещагинский пленэр может пройти следующим летом на берегах реки Шексны в Кирилловском районе.
Организатором творческой лаборатории для молодых российских художников намерено выступить одно из санкт-петербургских объединений, приурочив свою акцию к своеобразному юбилею. Именно в этих местах 150 лет назад наш земляк Василий Верещагин писал этюды для своей знаменитой, но так и не завершенной картины «Бурлаки». 
Правда, нынешняя Шексна сильно отличается от той, которую в 1866 году увидел череповецкий живописец. Старая река была извилистой и порожистой. Чтобы протащить груженые баржи вверх по течению, затрачивались огромные физические усилия. Существовала даже специальная таблица «человекозаменяемости»: на большую баржу с мукой требовалось 70 лошадей или 200 бурлаков.
Сам Верещагин писал о своей картине так: «В моих «Бурлаках» каждую баржу тащило не менее 200-250 человек - целые полки народа, что и составляет всю суть дела». 
Чтобы облегчить условия судовождения, в особо порожистых местах реки постепенно стали строить шлюзы и плотины, повышавшие уровень воды. Именно в Шексне появились и первые в России туера - по дну реки были проложены массивные металлические цепи, цеплявшиеся за большие палубные барабаны. В итоге суда какое-то расстояние могли протаскивать себя сами.
Впрочем, завершить картину тогда еще молодому Василию Верещагину помешал не научно-технический прогресс, а банальная нехватка денежных средств. В наследство потомкам остались лишь созданные кистью и карандашом эскизы да сделанные масляными красками выразительные этюды бурлаков. Хотя по первоначальному замыслу и масштабности верещагинское полотно должно было превзойти написанную несколько годами позже «хрестоматийную» картину Репина «Бурлаки на Волге». 
Что же касается самой реки, то окончательно решить проблему судоходства на ней удалось лишь в советское время, после завершения строительства Волго-Балта и появления Шекснинского водохранилища. Именно его воды скрыли многочисленные речные пороги и перекаты, а заодно и некогда крупные торговые села, где проходил набор бурлаков.
Отметим, что в последнее время интерес к старой Шексне стали проявлять не только художники. Значительная часть речных сюжетов попала в документальный фильм по истории цветной фотографии в России, продюсером и соавтором которого выступил другой наш известный земляк - телеведущий Леонид Парфенов. А недавно вокруг прежнего шекснинского села Ниловицы (оно теперь также скрыто водой) на страницах художественных журналов развернулись настоящие литературные баталии. Часть критиков доказывали, что именно в этом селе должны были свершиться трагические события незавершенной главы «Смертушка» из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: