Как сын монгольского министра не стал водителем троллейбуса

statics/images/arcticles/052022/18052022x9e72be58.jpg
Анатолий Владимиров со своими монгольскими учениками.
Фото из архива Василия Белоусова

В апреле 1987 года в нашей рубрике «На зарубежных меридианах» появилась короткая заметка о продолжающемся строительстве троллейбусной сети в городе Улан-Батор - столице Монгольской Народной Республики. Завершалась публикация словами: «Помощь в освоении нового вида транспорта братскому монгольскому народу готовы оказать советские специалисты».

Девушка с улыбкой

В 1987 году над СССР уже начинали дуть перестроечные ветры, которые привели затем к глобальным изменениям в жизни всей страны. И вскоре жителям Вологодчины стало уже не до монгольских троллейбусов. Наверное, вся эта история так бы и забылась, но вмешался случай. В начале 90-х уроженца сокольской деревни Курья, а ныне старейшего вологодского журналиста Василия Белоусова пригласили в Монголию на главный национальный праздник Наадам. Ранее Белоусов, работавший в ту пору собкором ТАСС, сопровождал в поездке по СССР первого секретаря компартии Монголии товарища Батмунха, и его приглашение на родину Чингисхана стало своеобразным ответом вежливости.

После возвращения Василия Сергеевича часть его путевых заметок была опубликована в нашей газете. Попал туда и рассказ о тех самых советских специалистах, помогавших монгольским товарищам осваивать присланные из СССР троллейбусы. Был в этой группе «и наш земляк, а тогда водитель-наставник Мурманского троллейбусного депо Анатолий Владимиров, на долю которого выпало не только организовывать новую для монголов службу, но и готовить кадры водителей».

«Молодые монголы, привыкшие к верховой езде по просторам равнин на своих полудиких лошадях, с большим трудом осваивали эту техническую специальность, - писал Василий Белоусов. - Первый ученик Владимирова, оказавшийся сыном монгольского министра транспорта, после нескольких недель безуспешной учебы сам попросил об отчислении его из группы будущих водителей троллейбусов. На его место прислали девушку по имени Мишээл, что с монгольского переводится как «улыбка». Все испытания она прошла на отлично и стала одной из тех, кому доверили вести первые троллейбусы, вышедшие на улицы Улан-Батора 29 октября 1987 года».

«Рогатые» остаются в строю

Недавно Василий Белоусов, которому в марте исполнилось 85 лет, вновь стал гостем «Красного Севера» и рассказал продолжение истории про монгольские троллейбусы. Оказывается, их первый день существования на маршрутах едва не стал и последним. Привыкшие до этого быть полноправными хозяевами уланбаторских улиц водители грузовиков, весьма своеобразно трактовавшие правила дорожного движения, без всякого пиетета отнеслись к электрическим машинам. К концу второго дня эксплуатации из 17 пущенных на линию троллейбусов в строю осталось только пять. Еще 12 было повреждено или по неосторожности протаранено монгольскими лихачами. Из Советского Союза пришлось срочно вызывать подмогу в лице механиков и кузовщиков восстанавливать покореженные пассажирские машины. В итоге монгольская командировка для некоторых российских специалистов затянулась почти на два года.


Василий Белоусов.

Отметим, что после выхода на заслуженный отдых сам Василий Белоусов стал жить на два дома: зимы он проводит в Мурманске, а с середины весны и до осени, как правило, находится на Вологодчине. Он собирает также материалы для своих новых книг, рассказывающих как о красотах Заполярья, так и о прошлом и настоящем вологодских сел и деревень. Недавно увидела свет его уже 23-я (!) по счету книга - «По ту сторону границы», в которой, кроме всего прочего, собраны газетные публикации Белоусова по результатам его журналистских командировок в Японию, Китай, Норвегию, Северную Корею, Швецию, Румынию и другие страны. Были в биографии нашего земляка, к слову, появившегося на свет в один год с образованием Вологодской области, и встречи с первыми лицами иностранных государств, и длительные арктические командировки.

Путевку в свою долгую творческую жизнь Василий Белоусов получил во многом именно благодаря «Красному Северу». Его первая в жизни газетная заметка была опубликована в «КС» в теперь уже далеком 1958 году во время прохождения срочной службы в вологодских «Красных казармах».

Про судьбу Анатолия Владимирова, к сожалению, известно не так много. Знаем лишь, что после Монголии он вернулся в Мурманский троллейбусный парк, затем работал в страховой компании. А вот повзрослевшая девушка Мишээл - та самая Улыбка - и поныне живет в Улан-Баторе. Водителем троллейбуса она отработала восемь лет, потом занялась коммерцией, а ныне является совладелицей небольшой фирмы, специализирующейся на поставках канцелярских изделий.

Дожил до наших дней и электрический транспорт Улан-Батора. Правда, его лучшие годы, похоже, остались в прошлом. Из восьми когда-то существовавших городских маршрутов действует только три. Парк машин частично обновился, теперь это больше иностранные машины, но на ходу остаются и шесть ветеранов «ЗиУ», выпущенных в свое время заводом в российском городе Энгельсе.

Максим ВОЛОДИН

«Красный Север» Юбилей 105 лет Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: