Как суды разбирают дела о жизни животных?

statics/images/arcticles/052022/11052022x89a44693.jpg
Обычно козы просто объедают соседскую капусту, но могут стать жертвами охотничьих собак.
Фото Игоря Аксеновского

Братья наши меньшие то и дело становятся предметом судебных споров и тяжб. Это подтверждает судебная практика региона. Чаще в ней фигурируют собаки, коровы, козы и лошади, реже - лоси, медведи и кошки. Причем служителям Фемиды приходится защищать как людей от животных, так и наоборот - зверей от людей. Нередко суды длятся по полтора-два года. Приводим примеры судебных решений последнего времени.

Собака бывает кусачей 

Хозяева кусачих собак - самые частые «гости» в судах. За своих агрессивных питомцев они обычно расплачиваются рублем. За нарушение правил содержания домашних животных гражданам грозят штраф (от трех до пяти тысяч рублей) плюс компенсация материального ущерба и морального вреда. 

Так, жителю Тотемского района самовыгул его немецкой овчарки обошелся без малого в 46 тысяч руб­лей. Его пес без намордника гулял сам по себе в деревне Козловка. На беду ему встретилась девочка с русским той-терьером на руках. Силы были неравны: от страшных ран миниатюрный той скончался, а безутешная школьница еще долго переживала гибель четвероногого друга, прожившего в семье восемь лет: она плакала, вздрагивала от каждого шороха, боялась выходить на улицу, спать в темноте. На суде хозяин овчарки пытался оправдаться: мол, девочка сама виновата - нарушила самоизоляцию. Но суд позицию «сама виновата» не оценил и вынес решение возместить стоимость погибшей породистой собаки, ветеринарные и юридические расходы, а также нравственные страдания ребенка. 

В Белозерске беспечный хозяин собаки тоже проштрафился: разрешил соседской девочке погулять со своим питомцем. Однако тот вместо прогулки повалил ребенка на пол и сильно цапнул за голову - пострадавшей оказали медицинскую помощь. В селе Липин Бор кавказская овчарка вылезла из-под забора и вцепилась в ногу семилетнего мальчика - его пришлось лечить у невролога и психолога. Хозяйка за этот укус заплатила 57 тысяч рублей. А в Никольске владелица цепного пса раскошелилась на 33 тысячи. Ее мохнатый охранник сначала кинулся на женщину-адвоката (поранил, порвал ей одежду), а затем отправил на долгий больничный участкового терапевта.

Впрочем, от собачьих зубов страдают не только люди. В Кичменгско-Городецком районе пес загрыз беременную козу и козленка. Их хозяева жаловались: сначала с пастбища не вернулся один питомец, потом - еще два, а затем - и взрослая коза. С поличным (козьей лопаткой в зубах) была поймана соседская лайка черной масти. Ее владельцам и предъявили претензии владельцы скота. 
На суде ответчики спорили: мол, кости задранной козы мог подкинуть к их дому сам истец. Кроме того, в округе - около 15 вольных беспривязных псов, из них половина - такой же масти. Но суд признал вину ответчика по двум эпизодам: гибели взрослой козы и козленка. Хозяев лайки он оштрафовал на 3 000 рублей и обязал возместить истцам стоимость парнокопытных - 8,5 тысячи рублей.

Жертвы живодеров и мошенников

Порой собаки становятся средством наживы. К примеру, жительница Вологды купила у заводчицы щенка чихуахуа. Она заплатила 30 тысяч рублей, еще 15 обещала принести до конца лета, но когда позже попросила метрику собаки, хозяйка увеличила доплату до 80 тысяч, а документы отдать отказалась: мол, щенка она передала вологжанке лишь во временное пользование. Суд, рассмотрев дело, с этим не согласился, признав за покупательницей право собственности на миниатюрную собачку.

Житель Краснодарского края пошел еще дальше: на сайте частных объявлений он выставлял на продажу щенков разных пород, которых у него сроду не было. Так, жителю Великого Устюга он продал несуществующего лабрадора за 7 000 рублей, жителю Новосибирска - мопса за 10 тысяч. От воронежца махинатор получил 6 000 «рэ» якобы за енота, а от самарца - 3 000 за кота породы саванна. Когда его обвинили в мошенничестве, южанин забеспокоился: ущерб пострадавшим вернул, повинился. В итоге стороны примирились - уголовное дело закрыли. 

А вот жителю Тарногского района уйти от ответственности не удалось. За жестокое обращение с животным, повлекшее гибель, ему назначили 300 часов обязательных работ. Очевидцы рассказывали: пьяный 36-летний селянин глумился над собственным псом. Он держал его на весу за привязанную на шее цепь и спрашивал: «Как тебя убить?» Собака визжала от боли, соседи потребовали прекратить истязания. И живодер на время стих, но потом добил питомца обухом топора. На суде он признался: теперь ночами его мучают собачий лай и страшные воспоминания.

Тем временем жительница Харовска зарезала своего беспородного кота Ваську. В тот памятный вечер она пришла домой изрядно подшофе и поскользнулась на кошачьих фекалиях. А потом увидела: на кухне кот ест ее колбасу. Разъяренная пенсионерка схватила нож, пырнула кота в левый бок и выпихнула в подъезд. Утром истекающего кровью Ваську нашли соседи - его срочно прооперировали, однако спасти бедолагу не удалось. 

- У кота был свой корм, но мало того что он нагадил, так еще и ел мои продукты, - рассказала судьям 61-летняя харовчанка. - В тот момент я решила, что кот мне не нужен: пользы от него никакой, мышей он не ловит, от него одна грязь. От удара ножом Васька взревел, но это моя скотина - что хочу, то и делаю.

Мировой судья ограничил свободу скорой на расправу даме: на четыре месяца ей запретили выезжать за пределы района, менять место жительства без согласия надзорного органа, а также покидать квартиру ночью. К слову, ранее пенсионерку судили за ножевые ранения собутыльнику. 

Проделки коня и козла

Коровы и лошади тоже нередко доводят хозяев до суда. Так, кирилловский пенсионер решил выпасти свою лошадку Забаву на городском пляже. Он привязал кобылку к колу и ушел, а та лягнула в лицо 10-летнюю девочку, оказавшуюся рядом. Ребенка отвезли к врачу. На процессе мужчина утверждал, что меры безопасности были приняты, но его сочли виновным и назначили штраф - 1 000 рублей.

170

тысяч рублей составила компенсация, полученная фермером из Череповецкого района с пастуха за утрату породистого коня.

Тем временем глава крестьянско-фермерского хозяйства в Череповецком районе подала в суд на местного жителя. В свое время они договорились: мужчина будет пасти верхом ее стадо коров и нетелей. Все нужное для этого пастух получил: русского тяжеловоза за 150 тысяч рублей и сбрую за 20 тысяч. Однако вскоре работник расслабился: лошадь сбежала, ее поиски результатов не дали. В суд селянин не явился, платить 170 тысяч не хотел, но ему пришлось это сделать. 

Возместить 130 тысяч за проделки коня обязали и мужчину в Никольском районе. Осенью 2019 года его жеребец сломал забор фермы и стал бегать по загону, пугая чужих коров. Одна из буренок породы абердин-ангус задохнулась от нагрузки на сердце и пала. Фермерша подала иск. Но мужчина утверждал, что его конь ни при чем, хоть он и бегал по загону. А вот суд нашел причинно-следственные связи.

Еще одну буренку в том же районе, по мнению хозяйки, угробил ветврач, с него-то женщина и просила взыскать 50 тысяч рублей. Она объяснила: корова чем-то отравилась, она умирала, но специалист отказался ее осматривать и лечить. Позднее это сделал другой ветеринар, однако время было упущено: от интоксикации животное погибло. Районный суд вины ветврача в случившемся не усмотрел, однако выяснил другое: накануне отравления буренка паслась без контроля и привязи, могла съесть что-то непотребное, что и привело к беде.

А вот жительнице Вожегодского района проблем добавили три ее серые козы и черный козел. 

В сентябре 2020 года на парковке у одного из домов они повредили соседский кроссовер: поцарапали двери, багажник, бампер. Этот факт подтвердили и свидетели. 

В итоге мировой судья взыскал с хозяйки коз около 48 тысяч рублей (ущерб и его оценка), а районный суд оставил это решение без изменения.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: