Как поэт Лапоть превратился в газетного Дядю Сашу

statics/images/arcticles/062022/29062022x376affca.jpg
Особняк в Вологде на Горького, 37, где когда-то жил Дядя Саша.
Фото автора

В «красносеверских» подшивках за теперь уже далекий 1926 год можно встретить сразу несколько стихотворных публикаций, подписанных по моде тех лет творческим псевдонимом Дядя Саша. Кем был этот человеком и какая история с ним связана?

За этим в принципе невымышленным именем скрывался внештатный сотрудник газеты Александр Александрович Пугачев - человек весьма неординарной судьбы. Связана с ним и одна «архитектурная» история. Речь идет о сохранившемся до наших дней большом деревянном доме на улице Горького, 37, в Вологде, в котором ныне располагается областной департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.


Александр Пугачев. | Фото из архива «КС» за 1926 год

На исторических картах Вологды этот особняк обозначен как «Дом крестьянина Александра Федоровича Пугачева» - отца героя нашей публикации. В конце XIX века особняк был возведен главой семейства для четверых своих сыновей. Одним из них и был будущий «красносеверец», а тогда, как значилось в его автобиографии, - «сын крестьянина-плотника из Боровецкой волости Вологодского уезда» Александр Пугачев.

В молодости жизнь помотала вологжанина по городам и весям. В 1905 году он работает помощником телеграфиста в Одессе, в 1907-м - разнорабочим в Екатеринославе  (в советское время - Днепропетровск). Вернувшись на Вологодчину, плотничает, потом служит на Вологодской почтово-телеграфной станции, попутно продолжая писать стихи. Начиная с 1913 года часто публикуется в городских и губернских изданиях тех лет: «Вологодском листке», «Северном эхе».

Интересно, что те, еще дореволюционные стихи, Александр Пугачев чаще всего подписывает как «Лапоть», намекая, видимо, на свое крестьянское происхождение. Позднее, в годы Гражданской войны, он становится Красным котелком. По крайней мере, под таким псевдонимом выходят его публикации в печатавшейся в Вологде военной газете VI Армии «Наша война». А вот в «красносеверскую» эпоху, слегка заматерев, Александр Пугачев становится тем самым Дядей Сашей, каким и запомнило его большинство читателей 20-х годов.

Выходившие из-под пера Александра Пугачева стихи были самыми разными, но чаще всего - на злобу революционных дней: о рабочих и тунеядцах, о борьбе с беспризорностью, о необходимости массового вступления в ряды «Осоавиахима».

Своеобразный творческий бенефис Дяди Саши пришелся на 17 января 1926 года. В этот день вышел в свет двухтысячный с момента начала издания номер «Красного Севера». Значительная часть юбилейных страниц была посвящена внештатным сотрудникам газеты - рабкорам и селькорам, которых тогда насчитывалось около 500! Ну а гимном этой огромной армии авторов на местах стало опубликованное на самом видном месте стихотворение Александра Пугачева «За газетой», есть в котором и такие строки:

Вечер, в хате деревенской светит огонек,
Возле грамотного парня собрался кружок.
Паренек в неровном свете тусклого огня
«Красный Север» вслух читает 
про событья дня.
Дядя Митрич к свату Проклу 
путь было держал,
Да, заслушавшись газеты, 
так вот и застрял…
И оно вполне понятно, и причина есть,
Ведь газета-то в деревне - 
радостная весть!



«Когда-то хилый, серый и невзрачный листок превратился в живую, прочно связанную со всеми уголками губернии газету. «Красный Север» теперь действительно красный - красивый, ставший желанным гостем в каждой рабочей и крестьянской семье…» - из передовицы «КС» за 17 января 1926 года в честь 2000-го номера газеты.



К сожалению, творческий век Дяди Саши оказался недолог. Во второй половине 20-х годов он заболел, отошел от литературных дел, а вскоре скончался в относительно молодом возрасте. Но творческие гены нашли продолжение в потомках Александра Пугачева, среди которых были как профессиональные филологи, так и учителя русского языка и литературы. Особняком в этом ряду стоит внучатая племянница Дяди Саши Ирина Смирнова (Пугачева), в 1994 - 2000 годах работавшая в «Красном Севере» журналистом, специализировавшимся на материалах социальной тематики. Ее же стараниями были собраны сведения и о других родственниках «красносеверского» поэта.

- В 1937 году другой сын Александра Федоровича Пугачева - Павел Александрович - был необоснованно арестован за «антисоветскую агитацию» и сослан на Урал, - рассказывает Ирина Витальевна. - Внук Евгений Пугачев, студент Вологодского железнодорожного техникума, 19-летним погиб на фронте при освобождении Витебской области. Сейчас, помимо меня, в Вологде проживают еще две правнучки бывшего владельца дома на Горького, 37. Любовь Васильевна Бедная много лет отработала учителем русского языка в школе № 16, а Наталья Дмитриевна Бабикова была сотрудником областной библиотеки имени Бабушкина. Сейчас мы все - на заслуженном отдыхе. А родились, выросли и долгое время проживали мы с Натальей именно в этом самом доме.

Сотрудники областного охотдепартамента сейчас помогают поддерживать 140-летний дом в исправном состоянии.
 

«Красный Север» 105 лет Юбилей Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: