Как петухи издревле дом и счастье оберегают

Предстоящий 2017 год по восточному календарю станет годом Петуха. Однако именно этот знак, как никакой другой из 12-кратного восточного цикла, имеет прямое отношение к славянской этнографии, русской культуре и истории Вологодчины.

Предстоящий 2017 год по восточному календарю станет годом Петуха. Однако именно этот знак, как никакой другой из 12-кратного восточного цикла, имеет прямое отношение к славянской этнографии, русской культуре и истории Вологодчины.
«Высоко сижу - далеко гляжу»
Отметим сразу: петух - один из ключевых тотемов древних славян. А все потому, что это птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха - по-старинному кура - наши предки определяли время. Выражение «первые петухи» означало полночь, а «встать с петухами» или «до третьих петухов» означало на рассвете. Считалось, что петушиный крик отгоняет нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. По этой причине еще в XIX веке в Вологодской губернии считалось за грех резать и есть петухов. 
- С петухом связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения петуха, помещаемого иногда на могилах и крестах, - рассказала нам заведующая художественным отделом Вологодского музея-заповедника Ангелина Глебова. - Связанный с жизнью и смертью петух прежде всего символизирует плодородие. Неслучайно головной убор замужней женщины назывался «кокошник» - от старославянского слова «кокош» - петух (курица), так как главной задачей женщины было продление рода, рождение детей. Петух и курица в представлении наших предков - это птицы, обладающие волшебной силой - способностью приносить счастье и плодородие, а яйцо издревле почиталось как магический символ плодородия.
Изображение всевидящего петуха - символа солнца можно было встретить на Русском Севере на кровле дома (на охлупне), на дымниках и флюгерах. Есть такие примеры и в сегодняшней архитектуре Вологды. В начале 1980-х годов при реставрации бывшей часовни Арсения Комельского на Советском проспекте вместо крестов верх строения украсили петушком. А на крышах деревенских изб и поныне встречаются «курицы» - деревянные узорные крюки для поддержки водосточного желоба.
Птичка-оберег и символ богатства
Функции магических оберегов славян от злых духов выполняла орнаментальная вышивка на ткани в виде петухов.
Стилизованное изображение петуха в традиционном народном искусстве можно встретить на резных и расписных деревянных изделиях, на набойке, вышивках, глиняных игрушках, солоницах, печатных пряниках. Данные предметы широко представлены в коллекции Вологодского музея-заповедника.
Чаще всего петух представлен в росписях и вышивках красным. В данном контексте они служили метафорой солнца и солнечного света. Подтверждение этому мы находим в замене символов солнца в виде резных розеток и в рисовании петухов на прялках-согожанках (свое название получили по речке Согоже, которая течет на территории восточной части Шекснинского района - бывшего Вологодского уезда). Вера в огненную стихию петуха встречается в некоторых древних обычаях добывания огня. Чтобы возжечь огонь, приносили в жертву петуха. Отсюда выражение «пустить красного петуха», что означало устроить пожар.
Было бы неправильным не рассказать о петушином следе в вологодском кружеве. Изображений птиц в уникальном промысле великое множество, при этом вы не встретите ни одной одинаковой.
Пожалуй, самые заметные, непревзойденные по своей декоративности и выразительности петухи украшают панно «Достижения земледелия и животноводства в Вологодской области». Выполнено это кружевное изделие в 1940 году для показа на ВДНХ. Петухи должны были символизировать достижения советского животноводства.
Есть петухи и в других экспонатах вологодского Музея кружева. Так, по словам хранителя кружева и текстиля музея-заповедника Надежды Кутекиной, на панно «Птицы-небылицы» петушок с оперением довольно скромен в исполнении, но это нисколько не сказывается на его декоративной привлекательности. 
Может похвастаться коллекцией предметов с петухами и Великоустюгский музей-заповедник. Так, петухи из «Сказки о Золотом петушке» украшают знаменитую серию столовых приборов из черненого серебра, завоевавших в 1937 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Есть изображение этих птиц и на бересте известной устюжской мастерицы Александры Марковой. В коллекции Кирилло-Белозерского музея-заповедника петухи широко представлены в керамическом исполнении. 
С «курячьими именинами» вас
А вот ни на одной вологодской иконе изображение петуха или курицы не встречается, хотя отражение петуха как символа воскресения и света, противоборства тьме духовного невежества имеется в Библии. Напомним, в Новом Завете петух становится эмблемой апостола Петра. Вероятно, это связано с тем, что Иисус Христос после Тайной вечери предрек Петру, что тот трижды отречется от него, прежде чем пропоет петух. 
При этом в православном календаре было несколько «курячьих» праздников. Так, день Козьмы и Демьяна (1 ноября по старому, 14 ноября по новому стилю) крестьяне называли «курячьими именинами». В этот день родные и знакомые дарили друг другу кур, которые затем содержались в почете. Снесенные ими яйца считались целебными. Кроме Козьмы и Демьяна в русском народном календаре имелось еще несколько «куриных» праздников: воскресенье Жен-Мироносиц (третье после Пасхи), «вьюнишное» (Фомино) воскресенье (первое после Пасхи), день Бориса и Глеба (2/16 мая), а также день Сергия Радонежского - «хранителя курей» (25 сентября/8 октября). В эти дни детям было принято дарить деревянные и глиняные свистульки в виде курочек и петушков.
В католическом мире покровителем кур, петухов и всей пернатой живности считается святой Сильвестр (римский Папа Сильвестр I), день которого отмечается 15 января.
Черного не предлагать!
Образ петуха, который, как храбрый воин, разгоняет нечистую силу, часто встречается в устном фольклоре и сказках. Он наделен также даром предвидения и превращается в идеального часового. Вспомните, как в пушкинской «Сказке о Золотом петушке» петух-флюгер исправно показывал царю Додону направление, откуда следовало ожидать опасности.
Считалось, что хороший петух должен быть бойким и драчливым: для этого в Страстной четверг его кормили перцем на печной заслонке и затем выбрасывали из окна во двор. Слово «петушиться» означало лезть в драку, горячиться, храбриться, а «петухом» в старину звали человека задорного, драчливого, забияку. 
В народных обрядах эти птицы служили сильной и мощной защитой. Так, при переходе семьи в новый дом сначала пускали петуха и ждали, когда он пропоет «на новоселье» - изгонит нечисть из дома. Подобные действа в настоящее время обыгрываются сотрудниками архитектурно-этнографического музея «Семенково» в рамках познавательных программ для туристов. Однако не всегда арендованные для этих целей у местных фермеров петухи любят выступать в роли артистов. К примеру, в 2012 году, при официальном открытии в музее под открытом небом отреставрированного дома Копылова, петя-петушок вырвался из рук музейщиков и дал деру. Ловить птицу помогали научным сотрудникам гости торжества. 
В народной бытовой культуре существовало противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный петух связывается с солнцем, огнем, то черный петух - с водой, подземным царством. Поэтому в русских деревнях старались не держать черных петухов. 
На радость куроводам
Не обошли стороной куриную тематику и вологодские театры. Наиболее часто петух встречается в спектаклях кукольного театра «Теремок». Так, с 2013 года роль задиры и авторитета среди всех куриц играет в постановке «Птица по имени Карл» актер Владимир Даценко. В противоположность ему - храбрый петух в спектакле «Теремок». Более 30 лет идет в театре кукол спектакль «Золотой цыпленок».
К началу 2013 года Вологодский драм-театр подарил ребятне спектакль «Бременские музыканты», роль петуха исполнил в нем Илья Осенко. 
Тема куроводства мастерски обыграна народным артистом России Борисом Гранатовым в его режиссерской постановке «Ромул Великий». Этот спектакль стал украшением XII театрального фестиваля «Голоса истории», прошедшего в 2014 году.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: