Интернет-магазины берут в оборот малые города

Прошлый год в сфере торговли прошел под знаком разогнавшейся инфляции, ухода из России множества западных брендов, фактической легализации параллельного импорта. Рассказываем, насколько могут вырасти цены и какие актуальные тенденции будут действовать на рынке товаров повседневного спроса в 2023-м.


Оборот розничной торговли в стране за 11 месяцев 2022 года, по данным Росстата, достиг 38,3 триллиона рублей. При этом неуклонно растет доля интернет-продаж. Сейчас она составляет по стране 5,6%. Еще три года назад эта цифра не превышала и 2% в год. В этом году, по мнению экспертов, доля «электронных покупок» может превысить в общем объеме 6,5-7%.


Практически неизбежно дальнейшее падение в традиционной рознице. Тенденция закрытия магазинов пока отлично заметна на уровне столичных городов и городов-миллионников, но в 2023 году она докатится и до провинции. Понятно, что у вологжан несколько другие покупательские предпочтения (к примеру, в Питере на онлайн-покупки приходится 13% от всего объема продаж, на Вологодчине - чуть больше двух за девять месяцев 2022 года), но и это вряд ли серьезно поддержит традиционную розницу.


 

16,16%

продуктов питания в 2022 году на Вологодчине.

18,59%

составил рост потребительских цен в прошлом году на непродовольственные  товары

*По данным Вологдастата


Скорее всего, будут расти обороты ярмарочной торговли, а также продажи через киоски, павильоны и тонары. На минувшей неделе вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров рекомендовал регионам организовать работу по открытию киосков и других нестационарных объектов торговли для товаров российских производителей у входов в торговые центры и крупные магазины.


Большую долю в традиционном ритейле в 2023 году станут занимать отечественные бренды. В первую очередь это будет заметно в сегментах обуви, верхней одежды, косметики и аксессуаров, товаров для детей, продуктов питания. Правда, есть сегменты, где импортозамещение из-за недостатка производителей пока под огромным вопросом: это спортивные товары, электроника, бытовая техника и так далее. 


 

68,7

миллиарда - расходы  вологжан на платные услуги в январе - ноябре 2022-го.

241,3

миллиарда рублей - оборот розничной торговли в регионе за 11 месяцев прошлого года.

*По данным Вологдастата


Продолжится замещение ушедших из России брендов на новые - в основном китайские, иранские, турецкие, из стран Латинской Америки. Например, экспорт товаров из Китая в Россию за десять месяцев 2022-го увеличился почти на 13% к тому же периоду позапрошлого года. Наряду с этим на электронных площадках появится еще больше игроков, которые готовы привезти товары из недружественных стран через Казахстан, страны Закавказья и так далее.


Минэкономразвития спрогнозировало рост оборота торговли в России в 2023 году на 2,7% после снижения на 6,1% в году минувшем. Этого удастся добиться в том числе и благодаря принятому в конце прошлого года продлению права ритейла превышать порог в 25% при покупке уходящего из нашей страны бизнеса. То, что торговля немного оживает, доказывают, к примеру, данные авторитетного СберИндекса: потребительские расходы по стране выросли на 2% на непродовольственные товары, на 10,3% - на продукты питания.


Официальный прогноз инфляции в РФ - 5,5%. Но в случае стабильного курса рубля и сохранения низкого потребительского спроса он опустится даже ниже. Если торговля все-таки будет расти, то инфляция может «разогнаться», по мнению ЦБ, процентов до семи - вряд ли больше. Понятно, что это средняя температура по больнице. Во многих сегментах рост цен будет куда более существенным: где-то - из-за пробуксовывающего импортозамещения, где-то - из-за сложностей с доставкой товаров из других стран.


По данным аналитической компании Data Insight, уже летом две трети всех заказов в Сети приходилось на крупнейшие маркетплейсы - Wildberries и Ozon. За два года рост доли именно этих площадок среди всех онлайн-магазинов составил 27%. Ни у кого нет сомнения, что основные игроки цифрового ритейла и в этом году продолжат усиливать свои позиции. Не только производители, но и традиционные магазины в 2023 году будут уходить на маркетплейс-ресурсы.



 

 

Потребительский рынок Торговля

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: