«Идти к людям и разговаривать с ними - другого варианта нет»

statics/images/arcticles/012018/24012018x12dd2290.jpg
Вручение нового школьного автобуса Гончаровской средней школе поселка Заря.
Глава Вологодского района Сергей Жестянников рассказал, оправдывает ли себя политика открытости и постоянного контакта с населением района, почему земельные участки нельзя хранить «на черный день» и зачем ему понадобилась революция в сельской медицине.

Экономика плюс ресурс

- Сергей Геннадиевич, ваш район - один из лидеров в сельском хозяйстве региона. Как вы достигаете высоких результатов, если в районе существует серьезная проблема со свободными землями?
- В отличие от ряда других районов области, где много земли, но недостаточно высок потенциал развития, у нас все наоборот: потенциал колоссальный, а земли не хватает, поэтому мы серьезно взялись за решение этой проблемы. Если проехать по району, можно увидеть поля, зарастающие сорняками, - это паи, которые в свое время раздавали населению, но очень немногие возделывают эти земли. Большинство хранят свои паи «на черный день». Или можно привести сравнение с девочкой-подростком, для которой годами копится сундук приданого.
- Но приданое в сундуке может съесть моль…
- Именно! В экономически благоприятное время инвесторы выкупали особо ценные для сельского хозяйства земли у пайщиков и заявляли о своих планах развития территорий. И люди были готовы покупать участки, но инвестор, получив прибыль, львиную долю клал себе в карман, а на развитие инфраструктуры оставлял копейки, заявляя, что все это полномочия администрации поселения или района. И люди сталкивались с невозможностью нормально жить без дорог, света, газа… В 2017 году я начал работу по комплексному решению этой проблемы. Было проведено свыше 20 проверок использования земельных участков совместно с МЧС и пожарными, и та земля, которая лежала, как приданое в сундуке, была передана успешно работающим сельхозпроизводителям, которым не хватает наделов для реализации всех планов. Большому предприятию ООО «Заря» удалось передать часть федеральных земель. Нам необходимо строить новые фермы, развивать сельхозпредприятия, увеличивать посевные площади. Чтобы этот процесс шел эффективно, при главе района создан совет директоров крупных предприятий, где мы обсуждаем пути решения различных проблем.
425

млн. рублей составил объем отгруженных промышленных товаров. Рост на 20,2% к уровню 2016 года.

 - И каков итог обсуждения проблемы с земельными наделами?
- Все участки, которые не используются по назначению и чей статус четко не определен, нужно передать толковому инвестору. Мне не нужны мифические проекты, когда главное - продать участки населению, а остальное предлагается решать постепенно. Нет, так не пойдет. Прежде чем на эти территории придут люди, нужно решить вопросы с инфраструктурой, пожарным водоемом, вывозом мусора, включиться в систему безопасности. Все это обязан обеспечить инвестор. Люди должны точно знать, когда будет газ, когда будет дорога и свет, а не только то, что они покупают «красивые участки в Вологодском районе». И тогда пойдет развитие территорий. Другого пути не вижу.
- Когда мы говорим об инвесторах, которые обещали комфорт, а в итоге дали только коробки домов без всяких коммуникаций, нельзя не вспомнить про Алексино. В какой стадии сейчас находится ситуация с дольщиками?
- Там еще много нерешенных вопросов помимо дольщиков. Да, пришел условный инвестор, который начал продавать участки под ИЖС, обещал дороги, газ и т. д., а в итоге дороги не сделаны, газ не проведен... Людям говорят, что они должны все это сделать за свой счет. Конечно, мы не можем оставить так, это мы, а не люди, будем делать дороги, строить коммуникации. В 2018 году намечены большие сдвиги в решении этих вопросов. Можно много рассказывать, как мы будем жить, но лучше сначала сделать, а затем пригласить оценить работу. Мы уже получили долгожданный закон о защите обманутых дольщиков, спасибо депутатскому корпусу и спикеру ЗСО Андрею Луценко. Есть инвесторы, которые готовы закончить начатое их предшественниками. На текущей неделе будет встреча по достройке дома на Радужной, 4. В этом году дом должен быть введен в эксплуатацию. 
Я предложил администрации района создать межпоселенческое казенное учреждение, которое могло бы своими силами подсыпать и чистить дороги, проводить другую работу по благоустройству. Удачные примеры у нас уже есть. До конца месяца мне должны подготовить «дорожную карту» по Семенковскому и Подлесному сельским поселениям. И в Алексине мы постараемся решить вопрос с благоустройством так же. 

Кадры решают все

- А есть в районе достойные рабочие места, чтобы  привлекать молодежь? 
- Средняя зарплата в нашем районе на крупных и средних предприятиях - более 29 тысяч рублей. Для сельской местности это очень хороший показатель. Но необходимо учитывать, что идет автоматизация процессов в сельском хозяйстве, хотя эта сфера по-прежнему сопряжена с тяжелым крестьянским трудом. Однако появляется суперсовременная техника, роботы, и здесь требуются специалисты высокой квалификации. Поэтому у нас совместно с молочнохозяйственной академией родился интересный проект: на площадке «Зари» идет строительство большого животноводческого комплекса, где предусмотрены в том числе учебные классы. Нужно показать студентам, что такое сельское хозяйство в современных реалиях. Нужно, чтобы потенциальный работник и работодатель начинали сотрудничество буквально со студенческой скамьи. Мы можем сократить и время подготовки специалиста, которому не потребуется после окончания обучения вновь идти на какие-либо курсы, и сразу же решить вопрос с его трудоустройством и проживанием. Важно, чтобы этот проект заработал. Нам нужны кадры, и мы сами будем их готовить.
- Как в районе обстоят дела с обеспеченностью медицинскими кадрами?
- Этот показатель у нас - один из лучших в области. Проблема существует только в привязке специалиста к тому или иному населенному пункту. Нам важно, чтобы медработник жил там же, где работает, чтобы к нему могли прийти в любое время, в этом специфика профессии.
- Но есть ли смысл в такой привязке, если за большинством медицинских манипуляций люди все равно вынуждены ездить в Вологду, в ЦРБ?

Коротко о главном

• По итогам 2017 года Вологодский район занимает первое место в области по производству молока и второе - по производству мяса. Предприятия района производят треть всей сельскохозяйственной продукции региона, там трудятся порядка 4600 человек. 
• 38% жителей района систематически занимаются физкультурой и спортом.
• Средняя зарплата работников учреждений культуры составила 25 593 рубля.
• 8,13 млн. рублей вложено в газификацию района. 
• Объем инвестиций в основной капитал достиг 1030 млн. рублей, что на 5% выше уровня 2016 года.

- В том, что касается развития медицины на селе, мои подходы серьезно отличаются от существующих в этой сфере. Я не говорю о высокотехнологичной медицинской помощи, но почему для сдачи анализов человек должен ездить в Вологду и терять на это полдня? Президент ставит перед органами власти задачу народосбережения, но люди на селе поставлены в такие условия, что обращаются к врачам только в крайних случаях, потому что ездить им тяжело и неудобно. Так что мы подготовили два пилотных проекта развития сельской медицины на базе государственно-частного партнерства и будем стараться их развивать. Речь идет о Майском и Сосновском сельских поселениях. Инвестор уже есть, помещения я подберу. И губернатор Олег Кувшинников эту идею поддержал. Наша задача - сделать медицину на селе доступной. Почему стационар есть только в ЦРБ? Почему нельзя сделать койки в Огарковской и Кубенской больницах? Будем решать эти задачи, чтобы было не так, как удобно и привычно администрации медучреждения, а так, как удобно пациенту.
- Если провести даже поверхностный мониторинг деятельности глав районов, можно увидеть, что далеко не все часто общаются с населением. Многие предпочитают оставаться в кабинетах, делегируя полномочия связи с жителями муниципалитета заместителям или главам поселений. А вас постоянно можно заметить то у костра в Крещение, то сдающим номы ГТО с молодежью района, то в обсуждении проблем жителей конкретного поселения. Что вам дает такая стратегия?
- Это не стратегия, а ключевой принцип, другого я не вижу. Мы не можем развивать территории, не поговорив с населением. Большинство проблем потому и возникает, что власть принимает решения, не узнав, что нужно людям, а ведь специфика твоего видения ситуации может отличаться от их видения. Поэтому я прохожу все сам - получаю значок ГТО, ползаю по веревочным паркам, прыгаю с парашютом, чтобы принимать непосредственное участие в патриотическом воспитании молодежи, провожу личные приемы граждан, беседы, принимаю обращения в соцсетях, чтобы контакт с населением не прерывался. Если ты пришел сюда работать - надо сразу идти вперед, на территорию. Нельзя прятаться в кабинете. Неожиданно здорово заработала мобильная приемная: в 2017 году впервые за пять лет пришло рекордное количество обращений - более тысячи в письменном виде, и около 600 человек обратились лично. Прятаться в такой ситуации нельзя. Нужно ехать к людям и говорить с ними.
- Что еще кроме непосредственного контакта с людьми помогает решать конкретные проблемы конкретных поселений?
- «Народный бюджет» - прекрасный проект. В прошлом году я обнаружил, что у других районов множество проектов, а у нас только благоустройство двух колодцев. И я дал задание активизировать эту работу, привлечь людей. В итоге сейчас мы уже первые по объемам финансирования, по каждому поселению - несколько проектов. Интересно, что иногда жители сами не могут договориться между собой - что они хотят, решения каких задач? И тогда я помогаю им сформулировать главную проблему и наметить пути ее решения. Мне нравится находить прорывные вещи, интересные практики и проекты. Конечно, в мой адрес много критики, но когда критика конструктивная, я всегда готов к обсуждению. Я открыт, а реальные результаты - это главная мотивация к дальнейшей работе.
Интервью

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: