Главы регионов и родители обсуждают изменения школьной программы

statics/upload/iblock/ae5/Образование (2).jpg
Одним из последних изменений в учебном плане стало введение обязательного второго иностранного языка.
Фото Сергея Юрова

Трудовое воспитание, робототехника, налоговое право, этика и психология семейной жизни - с начала года из разных российских регионов на федеральный уровень направлено сразу несколько предложений по включению тех или иных предметов в школьные программы. «Красный Север» поинтересовался у учителей и родителей: чего не хватает современной школе?

Сбор предложений

Напомним, что зимой этого года губернатор Вологодской области Олег Кувшинников подписал письмо на имя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева о возвращении в школьную программу трудового воспитания. Кроме того, глава региона выступил и за появление в программе предмета, известного как «этика и психология семейной жизни». 
- Этот предмет, основанный на современных технологиях и методиках преподавания, в общеобразовательных школах и средних профессиональных учебных заведениях страны просто необходим. Крайне важно заниматься просвещением ребят, ориентировать их на традиционные ценности: институт брака и крепкую многодетную семью. Уверен, эта мера будет очень эффективной, - отмечает Олег Кувшинников.
Инициативы главы нашего региона вполне логичны и действительно могут быть со временем поддержаны на федеральном уровне. Однако не только трудового воспитания с этикой и психологией семейной жизни, по мнению специалистов, не хватает современным школьникам. В частности, депутат Госдумы Ирина Яровая предложила дополнить школьный курс ОБЖ информацией о защите от киберугроз. Губернатор Иркутской области призвал проработать вопрос о включении в образовательный процесс боевого самбо. Ректор Белгородского госуниверситета предложил ввести в программу церковно-славянский язык, а в Якутске выступают за предмет «культура здоровья». В Интернете ряд общественных организаций начал сбор подписей за обучение школяров основам робототехники и специальному курсу по основам налогообложения.
Между тем Министерство образования пока достаточно осторожно относится к вопросу изменения школьной программы, лишь собирая всевозможные предложения.

Не хватает «труда»

В отличие от чиновников педагоги и родители активно высказываются по поводу необходимости тех или иных новаций. Причем большинство сходятся во мнении, что новые предметы действительно могли бы пригодиться в школьной программе.
- Мне кажется, от трудового воспитания подросткам хуже точно не будет, - замечает мама пятиклас­сника, череповчанка Антонина Духарева. - Современные дети перестали испытывать уважение к труду и оказываются после школы не готовы к взрослой жизни, в отличие от нас, кто застал еще позднесоветскую школу.

Мнение

Елена Бахтенко, заместитель председателя постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного Собрания Вологодской области, бывший директор Вологодского многопрофильного лицея:
- Думаю, для новых дисциплин будет практически невозможно найти учебные часы. К примеру, ту же «этику и психологию семейной жизни» вполне можно реализовывать через воспитательные мероприятия. Что же касается трудового воспитания, то пока, к сожалению, далеко не все учебные заведения нашего региона обладают материально-технической базой для внедрения этого предмета. В целом, 
я считаю, в любом случае упор нужно делать на преподавание предметов, которые будут необходимы школьникам для поступления в вузы, тех, которые старшеклассники выбирают для сдачи ЕГЭ.

- Я бы предмет «технология» снова заменила на предмет «труд». На первый взгляд может показаться, что разница между этими предметами только в названии, но это не так, особенно если говорить о старших классах, - считает директор Ботовской средней школы Череповецкого района Татьяна Крупнова. - В советское время были распространены межшкольные учебно-опытные комбинаты, которые обеспечивали начальную трудовую и профессиональную подготовку старшеклас­сникам. Они ушли, и школьное образование потеряло многое! Наша школа сельская, и мы горды тем, что в разрезе предмета «технология» сумели сохранить обучение сельскохозяйственному труду, когда школьники самостоятельно выращивают и собирают урожай, проводят опыты. А разве плохо, когда выпускник школы вместе с аттестатом получит права тракториста - первую трудовую путевку в самостоятельную жизнь?

Ориентация на ЕГЭ

При этом, по мнению некоторых опрошенных «Красных Севером» специалистов, школьные программы требуют не столько добавления новых предметов, сколько обычной отладки. Кому-то не хватает часов на гуманитарные дисциплины, кому-то нужно больше уроков математики, физики или химии.
- Мне кажется, в нынешних школьных программах мала гуманитарная составляющая. Этот пробел мы стараемся восполнить за счет дополнительного образования, где дети занимаются живописью, изучают второй иностранный язык, составляют социальные проекты. Явно не хватает уроков литературы, когда бы школьники, как мы раньше, могли прочитать в полном объеме «Войну и мир», разобрать произведение как положено, устроить дискуссии, поспорить - успеть его полюбить, - говорит Татьяна Крупнова.
Учителя и директора школ опасаются, что новые предметы «отъедят» столь важные часы от дисциплин, по которым выпускники в будущем будут сдавать Единый государственный экзамен.
- Для старшеклассников, сдающих ЕГЭ, мы за счет дополнительных часов стараемся расширить преподавание главных предметов - русского языка и математики. Сюда же включаем и информатику - как новое веяние в учебном процессе, без знания которой современному человеку не обойтись. Хотелось бы, чтобы именно на изучение этих предметов делался упор у старшеклассников, и тогда и девятиклас­сники, и одиннадцатикласники подойдут к экзаменам более подготовленными, - поясняет директор Подболотной средней школы Бабушкинского района Андрей Шушков. 
По данным департамента образования Вологодской области, в регионе работают 12 общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов. На профильное обучение в старших классах перешли все средние общеобразовательные школы области.
Артем ПОМЯЛОВ, Светлана ШУБИНА
 
Мониторинг Образование

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: