Фотокор Петр Сотников написал на рейхстаге: «Мы из Вологды»

Пройдя с первого дня войны всю страну и Европу, журналист «Красного Севера» оставил автограф на главном здании Третьего рейха.

Пройдя с первого дня войны всю страну и Европу, журналист «Красного Севера» оставил автограф на главном здании Третьего рейха.
«Прошу направить меня в армию»
Утро 22 июня 1941 года в Вологде было ослепительно солнечным, теплым и безмятежным. Горожане тянулись на берег реки и за город, красочные афиши звали на большой физкультурный праздник - на стадионе «Динамо» и в Октябрьском поселке. 
- В разгар дня в парке ВПВРЗ началось массовое гулянье - около открытой эстрады музыка, смех, - вспоминает этот день Ольга Боровикова. - Вдруг все стихло. По радио сообщили - Германия совершила вероломное нападение на СССР. Тогда, конечно, почти никто не знал, насколько масштабной и длительной окажется война. А утром 23 июня, в 7. 45, на моем рабочем столе лежала пачка заявлений на фронт. Я была комсоргом Вологодского облпотребсоюза. До 9 часов лежали уже такие заявления от 100 процентов работников, включая и меня. С ними и пошла я в горком комсомола на Козленскую улицу, где теперь общество «Знание». А там - толпа комсоргов разных учреждений, и все с такими же пачками. Отстояла очередь, а там спецкомиссия проверяет каждого комсомольца. 
Привожу это живое свидетельство очевидца тех дней вот для чего: наверняка в очереди комсоргов стояли и гонцы от вологодских газет, в том числе от «Красного Севера». «Почти каждое начиналось словами: «Прошу направить в действующую армию», - писал в 1982 году в своей книге «Голоса сурового времени» писатель-краевед, сам журналист и фронтовик Владимир Малков. Именно благодаря ему во многом нам остались известные подробности фронтовых будней вологодских журналистов. - Только от коммунистов и комсомольцев Вологды в первую неделю войны поступило свыше трех тысяч заявлений с просьбой зачислить в ряды Красной Армии. Такая же картина наблюдалась и в других городах области». 
По данным Вологдастата, население Вологды перед войной составляло почти 100 тысяч человек. То есть воевать попросился в первые дни войны каждый 30-й ее житель. В их числе был и наш герой - 41-летний фотокор газеты «Красный Север» Петр Сотников. Уже в ночь на 23 июня 1941 года поезд мчал добровольца в сторону от Вологды. А через неделю вместе с редакцией газеты «Защитник Отечества» он находился на дальних подступах к Москве. «Погрузив редакционную технику на полуторку, - пишет Малков, - двинулись к Ельне. Там шли ожесточенные бои…»
От Куликова поля до Эльбы
«Практически невозможно представить себе любой печатный орган без своего фотокорреспондента», - написала в книге «Красный Север. 95 лет» Александра Кибардина. 
Она сама - почти легенда. Мы общались с ней пять лет назад, когда поздравляли с очередным юбилеем Победы. Александры Сергеевны нет с нами, но она успела передать потомкам свои воспоминания. «Зачастую фотокоры первыми торили дорогу к показу событий. «Красному Северу» везло на них: это были люди, самозабвенно любившие свою далеко не простую профессию, создававшие фотолетопись событий на родной земле как в дни военных потрясений, так и в дни послевоенных десятилетий. Таков был и Петр Сотников», - написала Кибардина. 
О нашем земляке писал в книге «Когда пушки гремели» в 1978 году редактор армейской газеты «Боевой призыв» 43-й армии И. Пекерман: «Фотолетописец 61-й армии Петр Сотников прошагал со своей «Лейкой», а то и с автоматом весь ее боевой поход - от Куликова поля до Эльбы - и вернулся в родную Вологду с тремя боевыми орденами, а после войны запечатлевал своим аппаратом бойцов трудового фронта».
А вот что написал Малков уже после встречи с Пекерманом: «О ратном пути свидетельствует боевая характеристика. Редактор фронтовой газеты, старший батальонный комиссар П. Потапов о технике-интенданте 2 ранга Сотникове Петре Александровиче: «В редакции армейской газеты «Защитник Отечества» работал с первых дней Великой Отечественной войны. Почти беспрерывно находился в частях и подразделениях. Не раз, рискуя жизнью, пробирался на передовые позиции пехоты, на наблюдательные пункты артиллерии, чтобы оперативно сфотографировать для газеты героев боев, лучших бойцов и командиров. Дважды был в окружении. Действуя с оружием в руках, как боец и командир группы показал себя умелым, бесстрашным воином, готовым не задумываясь отдать жизнь за Родину». 
«Шел по фронтовым дорогам фотокор, - пишет Малков. - Ельня, Сухиничи, Смоленск, Вязьма. Белоруссия и Прибалтика, Польша и Германия... Как просто сказано - шел. А тогда - в сорок первом? По лесам, топям, болотам, минированным тропам. В одно из сражений под Москвой Сотников вместе с бойцами пошел в контратаку, сумел и несколько раз щелкнуть затвором фотоаппарата. А на другой день снимок с передовой появился на первой странице газеты. 
На фотокадрах первых месяцев войны - сожженные города и села, толпы беженцев, дикие расправы над людьми. Говорят мертвые. Кричат замученные. Взывают руины. Есть ли обвинения неопровержимее таких свидетельств?»
Срочно в номер
Серии снимков - пленные гитлеровцы после Сталинградской битвы понуро бредут по заснеженной степи. В объективе - переправы, бои, мощная техника. Но все же главное - люди. 
Но основное, чем более всего прославился наш земляк и фотожурналист Сотников, - коллекции снимков берлинского направления. «Не русские, а немецкие надписи мелькали на дорожных указателях, - читаем книгу Малкова. - «Аренсфельде, 3, 5», «Берлин, 17». Снимок в газете говорил: «Вот он, Берлин! Совсем рядом».
В эти дни Петр Сотников не расставался со своим «Федиком». Почти на ходу снимал все, что видел. Без промедления проявлял пленку… Снимки срочно шли в номер. Красная Армия ворвалась в Берлин. Бои в Берлине. Рейхстаг. Как только огонь поутих, Сотников побежал заснять тех, кто штурмует фашистское логово. И через несколько дней в «Боевом призыве» появились снимки с краткими подписями: «Советские артиллеристы на улице Берлина», «Бой на подступах к рейхстагу», «Пулеметчики ведут огонь на Франкфуртштрассе». В ночь на 1 мая над фашистской цитадель взвилось Знамя Победы. Вместе с бойцами наш герой проник в бомбоубежище имперской канцелярии, откуда выбили остатки сопротивляющихся гитлеровцев, и там «разрядил» свой аппарат. Это были последние кадры в битве за Берлин. День Победы, первые мирные дни… Сотникова осаждают солдаты и офицеры: «Сфотографируй, дружок! На память о Берлине!» Ну как откажешь в такой просьбе? Петр Александрович фотографировал у стен рейхстага и своих земляков, которые оставили на фронтоне здания автограф: «Мы из Вологды».
- Я встречался с Сотниковым уже в 60-е годы, - рассказал недавно мне Геннадий Акиньхов, работавший в «Красном Севере» с 1965-го по 1990 год. - Он рассказывал нам, как пришел в «Красный Север» из железнодорожной газеты. На войне «работал» с первого дня. Написано о Сотникове немало. Правда, с ним не довелось трудиться - он уже был к тому времени пенсионером. Но в мою книгу «Дорогами 
войны» в 1994 году рассказ о нем попал. Издание это мы делали по поручению Совета ветеранов журналистики Вологды, текст зачитывали, обсуждали. Думаю, такими, как Петр Сотников, можно гордиться: не все газеты имели в штате героев, оставивших автограф на рейхстаге. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: