Доступность, качество, профессионализм - три кита образования в Вологде
1248
Дошкольное образование
Обеспечение доступности дошкольного образования остается одним из приоритетов работы руководства Вологды. Сегодня в городе программы дошкольного образования реализуют 89 организаций, из них - 82 муниципальных детских сада, пять негосударственных (три ведомственных сада системы РЖД и два частных), две начальные школы-детские сады.
Обеспечение поддержки негосударственного сектора в сфере дошкольного образования способствовало открытию двух негосударственных детских садов.
Количество детей, посещающих ДОУ, постоянно увеличивается: приблизительно в среднем от 500 до 1000 и более человек в год. В целом количество детей, посещающих ДОУ, на сегодня составляет 21 481 человек (20 677 - муниципальные детские сады, 804 - частные).
Участие в проекте по модернизации дошкольного образования позволило за последние семь лет ввести 4875 дополнительных мест в детских садах за счет использования резервных площадей, строительства и реконструкции детских садов. Всего с 2008 года возвращено в дошкольную систему после реконструкции семь детских садов и 41 группа. В 2015 году введены в строй два новых детских сада: МБДОУ № 112 «Золотая рыбка» и МБДОУ № 114 «Солнечный город». В 2016 году активно идет строительство еще двух детских садов на Псковской и Доронинской улицах.
Основным результатом этой работы в сфере дошкольного образования является достижение установленного Указом Президента Российской Федерации № 599 показателя - 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Также возрос охват дошкольным образованием детей в возрасте от года до трех лет - с 3012 малышей в 2014 году до 3065 человек в 2015 году.
С 1 января 2016 года во всех муниципальных дошкольных образовательных учреждениях реализуются федеральные государственные стандарты.
Общее образование
Вологодские дети учатся в 42 школах. Внедряются новые формы образовательных организаций. В соответствии с поручением Президента поставлена задача исключить к 2025 году обучение в три и две смены. Численность школьников постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 34 527 человек.
Для обеспечения востребованности экономикой каждого выпускника в школах поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
- В настоящее время по федеральным государственным образовательным стандартам учатся 24,3% школьников Вологды: все они ученики с 1 по 5 классы, - рассказывает начальник управления образования Вологды Ирина Гуляева. - В пилотном режиме продолжают опережающее введение ФГОС основного общего образования восемь школ города.
С 1 сентября 2016 года дети с ограниченными возможностями здоровья также будут обучаться по ФГОС. Большая роль при внедрении стандарта отведена внеурочной деятельности.
В рамках принятой Концепции развития естественно-математического образования в четырех школах города: СОШ № 8, 16, 26 и лицее № 32 - продолжает работу проект «Инженерные классы» совместно с Вологодским государственным университетом. Запущены новые проекты развития математического образования, качества обучения по русскому языку и другие.
Для обеспечения равных возможностей получения качественного образования для всех детей в Вологде реализуются проекты «Доступная среда» и «Дистанционное образование» для детей-инвалидов.
С 2011-2012 года в ряде школ проходит совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (2011 - школы № 3, 12, 2013 - школа № 37, 2015 - школы № 5, 6, 9, 18, СКК
№ 1). В школах оборудованы пандусы, комнаты психологической разгрузки, поставлена специальная сантехника, закуплено специальное оборудование.
С 2014 года наряду с дистанционным центром в школе № 41 начали функционировать новые центры дистанционного образования на базе школы № 31 и лицея № 32.
Мы гордимся успехами наших детей
Выпускники школ Вологды демонстрируют успехи по итогам Единого государственного экзамена. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике в 2013, 2014, 2015 годах выше региональных и общероссийских. Также выше регионального средний балл по физике, химии, обществознанию, английскому и французскому языкам, информатике.
Среди школ, которые за последние три года подготовили 100-балльников, следует назвать школу № 8 с углубленным изучением отдельных предметов, школу
№ 1 с углубленным изучением английского языка, а также школы № 18, 41, 5, 17, 20, 30, 33.
Количество медалистов в течение трех лет стабильно в 2013 - 75 выпускников, в 2014 - 78, в 2015 - 76 юношей и девушек.
Высока доля выпускников, получивших аттестат о среднем общем образовании - 99,96%, что выше регионального показателя - 99,4%.
Образовательные организации Вологды занимают занимают лидирующие позиции во всероссийских рейтингах. В перечень 500 лучших образовательных учреждений страны в 2014 году вошли две школы: школа № 1 с углубленным изучением английского языка и школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов, в 2015 - школа № 1 с углубленным изучением английского языка.
Активно развивается олимпиадное движение на школьном и муниципальном уровне, что является одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. В 2016 году призерами и победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады стали 15 школьников из школ № 21, 16, 33, 41, школы № 1 с углубленным изучением английского языка, школы № 8 с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии № 2, лицея № 32. Недавно стали известны результаты заключительного этапа Всероссийской олимпиады по истории. Победу одержали стали три вологодских школьника: Богдан Дмитерко из лицея № 32, Александр Торхов из школы № 16 и Татьяна Спирина из школы № 21.
Сохранены меры адресной поддержки талантливой молодежи из средств муниципального бюджета: 30 школьников получают стипендии главы Вологды.
- Мы будем продолжать оказывать поддержку тем, кто проявляет склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добивается успеха в национальных и международных состязаниях, - говорит Евгений Шулепов.
Дополнительное образование
Школы и детские сады прошли лицензирование дополнительных общеразвивающих образовательных программ. Именно дополнительное образование создает благоприятные условия для гармоничного развития детей.
В Вологде 20 муниципальных и семь негосударственных учреждений дополнительного образования. Также имеют лицензию на реализацию таких программ 73 детских сада, 40 школ и семь негосударственных образовательных организаций. По программам допобразования в Вологде обучаются 37358 человек. 84,5% детей в возрасте от пяти до 18 лет занимаются дополнительно. В регионе этот показатель ниже - 70,5%.
Стабильно работают лагеря с дневным пребыванием и загородные лагеря. Впервые в 2015 году открыты языковая и этнографическая смены. В 2016 году планируется организовать лагеря с дневным пребыванием на базе двух детских садов.
Не только научить, но и воспитать
Особое внимание в Вологде уделяется воспитательной составляющей образовательного процесса. Важно, чтобы все полученные знания нашли свое проявление в поведении человека, направленном на служение людям и Отечеству.
В городе традиции духовно-нравственного воспитания, воспитания патриота и гражданина имеют глубокие корни.
В детских садах и школах юным вологжанам постоянно рассказывают о героях-земляках. Мемориальные доски в память о 37 выдающихся вологжанах уже размещены на фасадах и внутри общеобразовательных учреждений. В течение 2014-2015 учебного года прошло 52 крупных общегородских мероприятия патриотической направленности - конкурсы и конференции, фестивали, акции, спортивные соревнования. В 22 образовательных учреждениях создано 38 музеев и музейных экспозиций.
В городе реализуются такие программы воспитания, как «Я - вологжанин», «Дорога без опасности», «Концепция патриотического воспитания». Активное участие система образования принимает в реализации городских социально значимых проектов: «Вологда - земля героев», «Цветущий город», «Молодежные трудовые бригады», «Классный друг» и др. Проводится комплекс профилактических мероприятий общегородских акций «Сохрани себя для жизни!» и «За здоровье и безопасность наших детей!» Все большее количество школьников откликается на участие в благотворительных акциях и волонтерской деятельности.
Социально значимый проект «Город Детства» реализуется в Вологде с 2010 года и направлен на организацию летней занятости детей по месту жительства и профилактику негативных явлений в детской среде. Минувшим летом работали 80 площадок, их посетили более 55 тысяч детей. С ними работали 80 волонтеров и 185 педагогов.
Ежегодно в городе проводится более 175 мероприятий, в которых участвуют более 26 тысяч детей.
Все начинается с учителя
Но все же главным носителем духовно-нравственных ценностей в системе образования остается педагог - учитель, воспитатель.
Сегодня в системе образования Вологды работают более 4000 педагогов, из них 71% имеют высшую и первую квалификационные категории. Результатом их работы являются успехи детей в профессиональном самоопределении, принятии активной гражданской позиции.
Большое внимание администрация города уделяет закреплению кадров, соцподдержке педагогов. В 2011 году учрежден знак «За доблестный труд во благо Вологды», в 2012 году - знак «За заслуги в развитии образования города Вологды». Повышению престижа профессии педагога способствуют конкурсы и мероприятия профмастерства.
Конкурсное педагогическое движение в городе развивается с 2002 года. Каждый год в Вологде выбирают педагога года. В этом году им стал молодой учитель технологии Валерий Чуканов из школы № 30. Впервые в этом году проводится городской конкурс «Любимый воспитатель».
С 2013 года по инициативе главы города Вологды Евгения Шулепова реализуется проект «Шефы», основной целью которого является объединение интересов и возможностей власти и бизнеса для осуществления социальных инвестиционных проектов, оказание шефской помощи муниципальным учреждениям. Заключено более 200 соглашений о сотрудничестве.
Достичь положительных результатов удалось только благодаря совместной командной работе педагогов, руководителей образовательной организации, управления образованием, общественности, родителей, всех заинтересованных горожан.
- Все больше вологжан стремятся участвовать в развитии сферы образования, инициируют и поддерживают реализацию социально значимых проектов. Это позволит нам достичь главной цели - обеспечение доступного качественного образования. Мы будем продолжать развиваться, реализовывать масштабные проекты. Именно поэтому мы абсолютно уверены в успехе, - говорит Евгений Шулепов.
Мнения экспертов
Елена Наговицына, руководитель ЧУДО «Центр «Планета детства»:
- За последние семь лет в Вологде произошел резкий скачок в системе дополнительного образования детей. Практически 90% всех юных вологжан имеют возможность посещать сегодня центры, кружки или секции по интересам. Все это
способствует развитию гармоничной личности наших детей, а также предоставлению дополнительных рабочих мест для педагогов. Ежегодно совместными усилиями мы проводим областной конкурс по популяризации здорового образа жизни «Счастливое детство» среди дошкольных учреждений города и области, где дети и педагоги, выходя за рамки программы своих учреждений, могут показать свое творчество.
Нам очень приятно работать со специалистами своего дела, которым небезразлично будущее наших детей.
Владимир Бабкин, председатель общественной областной организации авиаторов «Крылатое братство»:
- Прежде всего хочу отметить, что в городе в последние годы стало уделяться больше внимания детскому спорту и патриотическому воспитанию. Особенно это заметно по тому, как поддерживается и развивается кадетское движение.
Я часто встречаюсь со школьниками и вижу, как меняются дети и подростки в тех учебных заведениях, где постоянно проходят уроки мужества, патриотические конкурсы, акции, где развита шефская работа с ветеранами. Приятно, что дети делают это не потому, что им так велели учителя, а сами - с душой и от чистого сердца. Признаюсь, что иногда я еле сдерживаю слезы от искренности таких пацанов и девчонок. К примеру, в школе № 15, где есть кадетские классы, все одиннадцатиклассники уже прыгали в парашютом. У одного - 156 прыжков, у другого - 126! В школе 95% выпускников поступают в вузы. Уверен, что такие дети станут настоящими гражданами России!
Галина Гладышева, заведующий детсадом «Цветик-семицветик»:
- Развитием системы дошкольного образования детей в Вологде в последнее время охвачены все структуры администрации города. Проект «Шефы», который реализуется по инициативе главы Вологды Евгения Шулепова, позволил найти для каждого детского сада настоящих друзей и партнеров по воспитанию малышей. К примеру, нам помогают сразу два предприятия города. Вместе с шефами и родителями мы стараемся сделать наш сад лучше. Это не просто спонсорская помощь, а активное их участие во всех мероприятиях. Приятно, что в этом году впервые объявлен городской конкурс «Любимый воспитатель». 20 тысяч вологжан приняли участие в голосовании, а это значит, что труд воспитателя заметен и очень важен.
Отец Алексей Сорокин, протоиерей:
- Когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то в первую очередь подразумеваем, что детей нужно научить правильно поступать, отличать добро и зло. В вологодских школах в учебный процесс уже несколько лет включены специальные курсы «Истоки» и «Основы религиозных культур и светской этики». Эти предметы разъясняют детям истинные жизненные ценности, воспитывают уважение к семье, бережное отношение к окружающему миру, учат правильному поведению в обществе.
Мы живем в городе, где сильны православные традиции, и, чтобы лучше знать историю Вологды, в школах проводят специальные уроки, дети посещают с экскурсиями храмы, монастыри. Хотелось бы, чтобы это направление развивалось и дальше.
Елена Бахтенко, директор Вологодского многопрофильного лицея:
- В Вологде большое внимание уделяется поддержке одаренных детей. И это видно по успешным результатам школьников областного центра на олимпиадах разного уровня.
К примеру, на олимпиадах по английскому языку в регионе нет равных ребятам из Вологды. Они очень успешны в литературе, географии, истории. Вологда - единственный город в области, где есть победители олимпиады по французскому языку! Все мы недавно с удовольствием следили за участием школьников области в интеллектуальной игре «Умницы и умники». Трое из пяти финалистов - ребята из школ, расположенных на территории Вологды. Работа с одаренными детьми - очень благодатная и благородная тема.
У таких детей получение новых знаний входит в привычку. Кроме того, участие в творческих конкурсах и олимпиадном движении формирует характер, учит выдержке.
Конечно, это требует профессионализма педагогов и поддержки родителей. В воспитании школьников важно дать возможность для самореализации. Это первый шаг для создания профессиональных и социальных «лифтов» с достойным образованием.
Комментарии (0)