Документы рассказали, каким был первый год войны для вологжан

Картину того, как вологжане услышали страшную весть о начале войны, как они сражались и ковали победу, на основании сохранившихся архивных материалов воссоздает Сергей Старостин, главный архивист казенного архивного учреждения Вологодской области «Вологодский областной архив новейшей политической истории».
На военном положении
Архивные документы позволяют узнать самую достоверную информацию о роли наших земляков в разгроме врага. Мы расскажем о некоторых эпизодах в период с июня по декабрь 1941 года.
О начале войны жители Вологодской области узнали по радио в полдень 22 июня из выступления заместителя председателя СНК СССР и наркома иностранных дел В. М. Молотова. Во всех районах области, на предприятиях, в учреждениях и организациях, колхозах прошли многотысячные митинги, люди выражали готовность защищать Родину с оружием в руках или самоотверженной работой в тылу.
В этот же день отдельные местности СССР, в том числе Вологодская область, были объявлены состоящими на военном положении. 
К вечеру 22 июня стали поступать многочисленные заявления добровольцев о направлении на фронт. Только за 22 и 23 июня в областной военкомат поступило 82 заявления, в Вологодский горвоенкомат - 291. Одновременно поступали заявления о зачислении в отряды народного ополчения. По состоянию на 3 июля 1941 года с просьбой о зачислении добровольцами в ряды РККА обратились 3427 человек, среди них - пионеры, комсомольцы, мужчины и женщины, участники советско-финляндской и Гражданской войн и даже старики - участники Первой мировой войны. К 10 июля заявлений о зачислении в ополченцы стало уже больше 12,5 тысячи. Каждый вологжанин в них выражал ненависть к врагу и готовность в любую минуту стать на защиту Родины. 
23 июня в газете «Красный Север» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных, родившихся в 1905-1918 годах.
Как следует из доклада военного комиссара Вологодской области Тюшева от 23 июля 1941 года, явка военнообязанных составила 97,2%, большинство граждан, подлежащих призыву, не явились по уважительным причинам, а «уклонистов» из 57 441 человека оказалось лишь девять. Среди явившихся почти все прибыли раньше установленных для них сроков. Боевые части первого эшелона были укомплектованы исключительно молодыми военнослужащими, хорошо обученными, прошедшими закалку в советско-финляндской войне 1939 - 1940 годов.
А «уклонистов» оперативно разыскали и судили: семь человек были осуждены к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, один человек - к расстрелу.
Военный прокурор Вологодского гарнизона докладывал, что наиболее распространенным видом уклонения от призыва было членовредительство: не желая идти на фронт, люди отрубали себе пальцы рук или делали специальные припарки для ног, вызывающие сильные ожоги, воспаления и опухоли. К уголовной ответственности привлекли еще 10 человек, признанных виновными в «распространении ложных слухов, вызывающих тревогу среди населения» - о захвате и разрушении советских городов, появлении диверсантов, изъятии денег, поражениях Красной Армии и другом.
Первые дни войны
Как известно, Вологодская область являлась практически тыловой, поэтому оккупация коснулась лишь части территории одного из 44 районов - Оштинского. Однако многим жителям области из числа рабочих, служащих и колхозников пришлось в 1941 году напрямую столкнуться с врагом. В первую очередь это работники Северной железной дороги, по которой шел огромный поток воинских грузов и людских эшелонов для действующей армии, осуществлялась эвакуация раненых военнослужащих и жителей оккупированных территорий в тыл. Уже 29 июля 1941 года немецкая авиация совершила первую бомбардировку СЖД на перегоне Ефимовская - разъезд Коли, а утром 30 июля нанесла бомбовый удар по стании Череповец.
Приказом НКПС СССР от 16 сентября 1941 года была создана военно-восстановительная служба СЖД для ликвидации разрушений. 
К 1 декабря 1941 года насчитывалось уже более 300 налетов на объекты СЖД. Многие объекты были разрушены, сожжены и выведены из строя, сотни людей убиты и ранены. Также было уничтожено грузов на сумму более трех миллионов рублей. Сводки о жертвах и разрушениях поступали ежедневно. Погибали не только железнодорожные рабочие. Мирное население было в такой же опасности. К примеру, 9 октября из пулемета вражеского самолета в районе Монзенской ветки был убит 13-летний мальчик. «Вражеский самолет гонялся за каждым человеком и ребенком, обстреливал школу и всех, кто побежал в лес, обстреливал разрывными пулями бежавших в укрытия рабочих…» - значится в докладе об этом происшествии.
В октябре 1941 года за проявленное мужество был особо отмечен коллектив Бабаевского восстановительного поезда, который, несмотря на налет немецкой авиации, быстро и организованно, без паники на разъезде Верхневольский за 35 минут восстановил все три разрушенных пути. При этом на путях лежали две неразорвавшиеся бомбы, а при удалении одна взорвалась, но в результате грамотных действий командиров никто не пострадал. Работали без перерыва двое суток, и это - не единичный случай, подобных примеров - десятки.
Враг не прошел!
В конце сентября 1941 года на территории большинства районов области началось формирование истребительных батальонов по борьбе с парашютными десантами и диверсионными группами противника. 
Непосредственное участие в боевых действиях против финских войск принимал Оштинский истребительный батальон.
Осенью 1941 года военные действия на территории Вологодской области велись уже не только в небе, но и на суше. Как известно, 1 октября финские войска взяли Петрозаводск и поселок Вознесенье, находившийся в 17 километрах от села Ошта - районного центра Оштинского района. Началась эвакуация жителей пяти сельских советов - Оштинского, Курвошского, Верхне-Водлицкого, Нижне-Водлицкого и Торозерского. При эвакуации материальных ценностей отличилась шофер райпотребсоюза Анна Сергеевна Анчукова, «которая бесстрашно под огнем неприятельской артиллерии ежедневно ездила в Ошту, грузила сырье и вывозила в тыл…»
Оштинский истребительный батальон был организован из местного отряда народного ополчения и насчитывал 119 человек. Бойцы батальона вели разведку, проводили диверсии в тылу врага, организовывали засады, являлись проводниками для разведгрупп РККА. В одной из засад у убитого финна были изъяты ценные документы переданные в штаб дивизии. Боец батальона, бывший председатель колхоза «Пионер» Шметаков, «с группой разведчиков истребил девять финских солдат и троих офицеров и командованием дивизии представлен к правительственной награде». Отличными разведчиками показали себя семиклассники Оштинской средней школы Пашков и Елесин.
До конца 1941 года Оштинский истребительный батальон держал оборону на левом фланге фронта (Рысельга - Курвоши-ручей).
Это только несколько эпизодов из военной летописи Вологодской области. Архивные документы помогают рассказать правду о войне, какая бы она ни была.
По последним официальным данным Министерства обороны РФ, озвученным 30 апреля 2016 года, общие военные потери составили 8 миллионов 866 тысяч 400 человек (боевые потери CCCР, в том числе погибшие в плену, пропавшие без вести), вернулись из плена около 1,8 миллиона.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: