Дети-сироты ждут жилье по 15 лет

Даже решения судов о предоставлении жилья социальным сиротам не исполняются из-за его отсутствия. Это стало серьезной проблемой последних лет. Вопросы по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были на днях темой обсуждения коллегии прокуратуры области.
Получила жилье только в 33 года
Жительница деревни Панфилово Грязовецкого района Галина Евгеньева уверена: вопрос с жильем для старших приемных мальчиков, двойняшек Максима и Романа, они будут решать только через суд. В очередь ребята были поставлены еще в 2008 году. Сейчас они в этой очереди под номерами восемь и семь. С учетом того, что для детей-сирот в районе не строится ничего, очередь может не сдвинуться много лет. В этом году, например, получил жилье тот, кто числился в очереди девятым: он имел на руках судебное решение, которое администрация была обязана исполнить в первую очередь.
Галина Владимировна хорошо знает проблемы сирот: она - приемная мама восьмерых детей. Первого ребенка, 16-летнюю Оксану, Галина с супругом приняли в 2000 году. Тогда девочка приехала жить в Панфилово, и Евгеньевы взяли бездомную сироту к себе. В 2004 году у них появился двухмесячный мальчик, следом за ним - двойняшки Максим и Рома. А в 2009-м грязовчанка привезла из Череповецкого детского дома сразу четырех девочек.
Галина Евгеньева хорошо понимает, насколько красивые заверения в заботе о сиротах расходятся с делом. Оксане, например, удалось получить однокомнатную квартиру только в этом году, в ее 33 года, и делать это пришлось в судебном порядке. 10 лет назад девушку вообще сняли с очереди на жилье.
- Пришел ответ из района с обоснованием причин: снята из очереди, потому что исполнилось 23 года. Абсурд! Нам через суд пришлось доказывать неправоту органов опеки, восстанавливать Оксане статус сироты, который с нее почему-то сняли. И нервы, и время, и деньги - пришлось потратиться на адвоката: одним бы нам было не справиться, - рассказывает Галина Евгеньева.
«Хоромы», не пригодные для жилья
Директор Вологодского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 2, Елена Рындина согласна с тем, что проблема очень актуальна. Один из ее воспитанников, даже имея на руках судебное решение семилетней давности, до сих пор не может получить жилье.
- Нас ждет еще один суд. Но мы все же надеемся, что эта история завершится благополучно, - уверена Елена Николаевна.
Покидая детские учреждения по исполнении 18 лет, бывшие детдомовцы вынуждены в ожидании собственных квартир снимать жилье. За съем детям-сиротам из бюджета области выделяется ежемесячная доплата в сумме 2,6 тысячи рублей (немного, но в других регионах нет и такого). Так жить многие выпускники детских домов вынуждены долгие годы.
Елена Рындина поясняет: проблема не только в непредоставлении жилья. За многими воспитанниками сохраняется площадь по прежнему месту жительства, но она порой в таком плачевном состоянии, что жить там нельзя. Однако, имея даже такие убогие «хоромы», дети исключаются из списка нуждающихся.
- Сейчас мы решаем вопрос с воспитанником, за которым осталась закреплена комната в Сокольском районе. Она в плохом состоянии, и мы с ребятами собираемся выехать туда, чтобы прибраться, вынести мусор, сделать «косметику», о чем уведомили администрацию поселения, попросив ее оказать нам содействие. Надо заметить, администрации на местах, как правило, не отказывают в такой помощи, - говорит Елена Рындина.
Требуются миллиарды
Всего с начала года в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратура области выявила 260 нарушений закона, и некоторые из них касаются как раз качества предоставляемого жилья. Часть таких помещений не пригодна для проживания. По результатам только одной, проведенной в четвертом квартале, прокурорской проверки 26 детей по этой причине включены в список нуждающихся в предоставлении жилья.
В 2015 году на финансирование программы по обеспечению квартирами социальных сирот из бюджета области выделялось 279,8 миллиона рублей, в 2016 году выделено 185,5 миллиона. Чтобы обеспечить жильем лишь тех, в отношении кого уже приняты судебные решения, надо 500 миллионов. Но полностью на выполнение программы Вологодчине требуется 2,6 миллиарда рублей. 
Остроту проблемы областные власти понимают. Как заметил заместитель председателя ЗСО Роман Заварин, комитет по социальной политике обратился к депутатам областного парламента с просьбой увеличить объем ассигнований на эти цели на 175 миллионов рублей. Планируется, что 129 миллионов рублей на квартиры для детей-сирот будут выделены из федерального бюджета. В этом случае удастся выполнить все имеющиеся на сегодня решения суда о предоставлении квартир.
К слову, по данным департамента строительства и ЖКХ области, за 10 месяцев этого года для нуждающихся в предоставлении жилья детей было построено 208 квартир. В стадии строительства находится еще 200 жилых помещений. Их ввод в эксплуатацию запланирован на начало 2017 года. Новые квартиры будут предоставляться только в исполнение судебных решений.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: