Число новичков в храмах растет каждый Великий пост

statics/images/arcticles/112017/08112017x14d09439.jpg
Знают отца Алексия и читатели «Красного Севера»: газета много раз публиковала статьи и заметки батюшки, его ответы на вопросы.
Фото Андрея Сальникова
Протоиерея Алексия Сорокина на Вологодчине хорошо знают и любят. Для многих людей нецерковных именно он был первым священником в их жизни. И то, что они встретили человека умного, образованного, очень доброжелательного, готового посодействовать, подсказать, помогало увидеть, что в Церкви ждут каждого и готовы поддержать на трудном, но таком благодатном пути к Богу. 
31 октября исполнилось 20 лет священнического служения протоиерея Алексия Сорокина. Все его послушания перечислять - немало места займет: настоятель вологодского Лазаревского храма, проректор Вологодской духовной семинарии по катехизаторскому отделению, руководитель епархиальных отделов - по взаимоотношениям Церкви и общества... Кроме того, отец Алексий - духовник Вологодской епархии. Об особенностях этого служения мы побеседовали с протоиереем. Предлагаю читателям часть этого большого разговора. 
- Отец Алексий, какого отношения к священнику ждете от человека, подходящего на исповедь?
- В чин прохождения исповеди входят такие слова пастырского напутствия - «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание ваше…» Очень красивые слова, и когда я сам стоял на исповеди перед священником, всегда ждал момента, когда батюшка с этими словами обратится ко мне. Особый настрой появлялся после этого обращения. Но когда сам начал исповедовать, понял: к сожалению, эти дивные слова многие просто не воспринимают - при всем родстве церковно­славянского и русского языков. Это удивительно, но это так, особенно если человек на исповеди впервые. Поэтому нужно сказать о сути таинства: объяснить, что человек пришел к Богу и просит у Него прощения грехов, которые являются болезнью его души. Надо помочь человеку понять, болит у него душа или он просто решил долг исполнить: батюшка посоветовал на беседе перед Крещением исповедоваться, вот он и пришел. Порой приходится даже подсказывать начальные слова исповеди, потому что не все знают, с чего начать. 
- К сожалению, мы еще не вернули утраченное. Слишком много потеряно, и не только, разумеется, в советские годы. Но изменения к лучшему видны. Сейчас уже не относятся к верующим как к ненормальным.
- Наше время называют «церковным возрождением», и это правильно. Все реже, приходя с детьми на Крещение, люди ведут себя как покупатели в магазине - обслужите меня поскорее, я заплатил, какие еще беседы? Жизнь постепенно входит в норму.
И к таинству исповеди в обществе крепнет отношение более осознанное. Это не разом происходит, а понемногу - как капля, которая точит камень, за десятилетия закостеневший в душе советского человека, который не знал, как молиться Богу, и детей своих этому не учил. Пробивается росточек - то в одном, то в другом, третьем месте… Знакомые предприниматели говорили мне, что в начале Великого поста продажи мяса катастрофически падают - и это из года в год, это факт современной жизни. Равно как и наличие постного меню в ресторанах. 
Конечно, это скорее показатель некой готовности воспринять разговор о духовной жизни, чем фактор влияния на общество. Люди все чаще слышат и читают, что пост - не только диета, а шаг к духовной жизни. Следующий важный шаг - исповедь; кстати, многие делают его именно постом. Замечено, что каждый Великий пост количество новичков в храмах увеличивается.
- А после поста уменьшается?
- В том-то и дело, что нет! Люди, начав сознательно приходить на богослужения перед Великим постом, продолжают это делать и в другие дни церковного года. Уже вырастает поколение, для которых исповедь и причастие - естественная часть жизни. В общем-то такие люди составляют сейчас основной костяк нашего прихода. Они исповедуются и причащаются примерно раз в месяц, раз в три недели, а деток приводят и чаще. Начинает ощущаться такой… евхаристический подход к жизни. Видишь, как дети вырастают прямо на глазах, воскресенье за воскресеньем: младенцами их подносят к Чаше, потом они уже сами подходят, потом следует первая исповедь… Сложное подростковое время порой уводит детей из храма, но большинство «наших» все-таки возвращаются. И своих деток они в наш храм приведут, я уверен.
- Вы знаете, батюшка, чем больше я углубляюсь в церковную жизнь, тем больше поражаюсь ее глубине, разнообразию… Это не то что особая жизнь, это и есть жизнь. 
- Совершенно верно, это и есть настоящая жизнь. И если внимательно на нее смотришь, то видишь иногда линии, которыми Господь связывает людей на протяжении их жизни: соприкоснулись там, потом вдруг здесь встретились, спустя годы - в другом месте. Это удивительно, какой-то такой… ковер что ли, в котором ниточки - человеческие поступки, слова… Все так красиво сплетается, и видно, как Господь действует в людях, которые совершают эти поступки, говорят эти слова, вступают в какие-то отношения - дружеские, семейные или, наоборот, расходятся.
Андрей САЛЬНИКОВ 
 
Православие Интервью

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: