Автолавка прибывает по расписанию

statics/images/arcticles/062018/06062018x0b6ce643.jpg
По вторникам жители Троицкого обязательно наведываются в автолавку.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/062018/06062018x4f4d9cb3.jpg
Продавец Антонина Романова знает всех своих покупателей.
Жителей более чем 1300 труднодоступных сел и деревень Вологодской области продуктами и товарами первой необходимости обеспечивает мобильная торговля - автолавки. Чтобы они работали бесперебойно, правительство области компенсирует предпринимателям часть  стоимости горючего. 

Высокий сезон

Для жителей деревни Троицкое Грязовецкого района вторник - день особенный. Именно по вторникам к ним приезжает автолавка, поэтому деревенские хозяйки спешат пораньше управиться с утренними делами и отправиться в центр деревни - за покупками.
По дороге в Троицкое начальник районного отдела экономики и торговли Марина Карташова успевает рассказать нам, как в районе организована выездная торговля. Сегодня она охватывает 49 населенных пунктов семи сельских поселений, каждому из которых должно быть «выделено» не менее одного дня в неделю. 
9,6

миллиона рублей ежегодно выделяется из областного бюджета для компенсации ГСМ предприятиям выездной торговли на селе.

В областной программе субсидирования затрат на топливо участвуют пять торговых организаций, каждая из которых получила эту возможность путем конкурсного отбора. Кстати, одно из условий участия в конкурсе - торговое предприятие должно быть зарегистрировано на территории района.
Куда конкретно необходимо возить продукты и другие товары первой необходимости, определяют главы сельских поселений. Да и кому, как не им, знать конкретную ситуацию по каждому селу и деревне! Главы готовят в администрацию района специальную заявку, в которой перечислены не только населенные пункты, нуждающиеся в организации выездной торговли, но и согласованные с торговыми организациями маршруты движения автолавок по территории поселения. 
«Высокий сезон» для мобильной торговли наступил как раз сейчас, когда малонаселенные, а то и вовсе пустые деревни наполняются дачниками. Впрочем, в большинстве своем они считают себя местными жителями, которые «на время» уезжают из деревни. 
Марина Владимировна подчеркивает: с тех пор как начала работать программа субсидирования, все вопросы, связанные с выездной торговлей, стало решать значительно легче.
- Оно и понятно, - рассуждает она. - Ведь до этого все затраты на топливо ложились на плечи предпринимателей, и далеко не каждый из них готов был ехать в отдаленное село, где, может, много и не наторгуешь. Да и на цене продуктов это не могло не сказаться. Сейчас таких проблем не возникает: торговые организации едут туда, где есть потребность, и сегодня стационарные магазины остались только в центральных усадьбах сельских поселений.
Населенный пункт считается  труднодоступным, если он не имеет установленного маршрутного автобусного сообщения, если к нему ведут дороги без твердого покрытия, лишь проселочные, грунтовые, и если он удален от центра муниципального образования на расстояние не менее 10 километров.

Плюсы по всем пунктам

Как отметила заместитель начальника управления торговли Элла Лепешичева, субсидирование торговым организациям затрат на ГСМ позволило им расширить ассортимент продукции, которую они привозят в село. Ведь значительная доля их оборотных средств раньше уходила именно на приобретение топлива. А сейчас они могут вложить эти средства в расширение товарооборота. 
Еще один плюс - у организаций стало больше финансовых возможностей для ремонта автотранспорта и даже приобретения нового. Хотя покупка нового специализированного транспорта мобильной торговли для предпринимателей - вопрос первостепенной важности. А самая большая мечта - чтобы им оказали финансовую поддержку для его приобретения на уровне областного бюджета. Многие деревни недаром называют труднодоступными, порой после одной поездки машина приходит в такое состояние, что ее едва успевают отремонтировать к завтрашнему дню.
И еще один положительный момент этой программы: она позволила вытеснить предпринимателей, которые торговали в отдаленных селах, не регистрируясь в качестве индивидуальных предпринимателей. Что это значит, объяснять не нужно.
- Да и у нас был такой, - подтверждает Марина Карташова, - но когда начала работать программа, на его территорию стал ездить предприниматель, который официально выиграл конкурс, он зарегистрирован, платит налоги. И «нелегал» вынужден был прекратить свою деятельность. 
Несомненно, такие примеры есть и в других районах Вологодчины. Так что реализация областной программы субсидирования сработала на экономику области в целом.
- Кстати, мы сейчас и на ярмарки не допускаем нелегальных предпринимателей. Благо проверить по Интернету, зарегистрированы ли они официально, сейчас не представляет труда, - добавляет Марина Владимировна.

Что надо, то и привезут

Когда к 10 часам утра мы подъехали к назначенному месту в центре Троицкого, в автолавке уже шла торговля, и к импровизированному прилавку выстроилась аккуратная очередь.
Впрочем, никакого недовольства или раздражения по поводу того, что придется постоять, мы не заметили. Даже, наоборот, было очевидно, что люди рады возможности поговорить, обсудить последние новости да и просто увидеть друг друга.

Справка

В 2016 году правительство области утвердило подпрограмму «Развитие торговли» государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области», рассчитанную на четыре года. В ее рамках районы Вологодчины получают субсидии для компенсации части затрат на горюче-смазочные материалы тем предприятиям, которые организуют мобильную торговлю на селе. Программа начала действовать в 2017 году. 
Как пояснил заместитель начальника областного департамента экономического развития, начальник управления торговли Дмитрий Антонов, эти средства распределяются между районами с учетом размеров их территории и численности населения в селах и деревнях, которые не имеют регулярного транспортного сообщения с другими населенными пунктами, а также протяженности и состояния дорог.
Все маршруты и графики работы передвижных торговых точек четко согласованы с администрациями районов и неукоснительно соблюдаются.

- Конечно, мы рады пообщаться, - подтвердила нашу догадку словоохотливая Татьяна Жирохова. - Так-то ведь некогда, все на огородах.
Автолавкой, рассказала она, все очень довольны - ездит регулярно, все, что необходимо, привозят. Можно даже позвонить по телефону и заказать то, что тебе нужно, обязательно привезут.
Сейчас в Троицком многолюдно - в основном народ приезжает из Вологды и Мурманска на лето в «родовые» дома.
А вот Людмила Баталова остается в деревне и на зиму:
- Нас таких здесь только четыре человека осталось, трое мужиков и я, но автолавка и зимой приезжает. 
- А мы из-за реки ходим, - снова вступает в разговор Татьяна Жирохова. - Расстояние тут небольшое, всего километр. Если бы автолавки не было, пришлось бы за пять километров в Юрово в магазин ездить. А цены здесь нормальные, не дороже, чем в Вологде, хлеб и молоко даже дешевле. Нет, на торговлю у нас жалоб нет!
Антонина Романова, заведующая магазином в деревне Юрово торговой компании «Соть», от которой и работает автолавка, тоже вполне довольна:
- Нам даже выгодно сюда ездить, люди активно покупают, мы принимаем заявки по телефону, так что в каждую деревню везем «спецзаказ». 
Торговая компания «Соть» обслуживает в рамках программы в Юровском сельском поселении четыре деревни зимой и пять - летом. 
Сама Антонина Александровна работает на выездной торговле уже 10 лет и, пожалуй, знает по имени-отчеству не только постоянных, но и сезонных жителей обслуживаемых деревень.
Не жалуется на свою нелегкую работу и водитель Алексей Куликов:
- Дороги, конечно, не всегда хорошие, но сама работа нравится. Интересно мне, что свой край узнаешь, людей. А главное, людям автолавка очень нужна. Всякий раз, как приезжаем, они уже стоят, поджидают нас, радуются, что мы приехали.
Мобильная торговля

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: