Вологодский «кузнечный спецназ» ждут в Севастополе и Москве

statics/images/arcticles/062020/10062020x872f17a7.jpg
Для изготовления самой большой кованой карты России, установленной в симферопольском парке Тренева, было использовано 18 тонн железа.
Фото из архива Сергея Веркеенко
statics/images/arcticles/062020/10062020x6c016ca9.jpg
На открытие Всероссийского фестиваля кузнецов приехали около 100 мастеров художественной ковки, в том числе трое вологжан.
statics/images/arcticles/062020/10062020xd74a317a.jpg
Нынешней весной в кузнице Сергея Веркеенко вновь кипела работа. Причем среди заказов были и весьма необычные.
Руководителем «кузнечного спецназа» называют с недавних пор мастера художественной ковки из Устюженского района Сергея Веркеенко. Вместе с двумя другими кузнецами из нашей области осенью прошлого года он выполнил основную часть работ по созданию самой большой кованой карты России.
- В ноябре в Симферополе проводилась Всероссийская кузнечная конференция, и у президента отечественной Гильдии кузнецов Василия Кондурова возникла идея создать к ее началу уникальный арт-объект - «Время Крыма». Таким арт-объектом должны были стать символические солнечные часы, отображающие карту Российской Федерации, - вспоминает Сергей Веркеенко. - К тому времени я уже участвовал в нескольких проектах гильдии, и, когда мне предложили возглавить бригаду по созданию основы карты, для которой уже было заготовлено 18 тонн металла, немного подумав, согласился.
В состав «кузнечного спецназа» тогда вошли четыре человека. Кроме Сергея Веркеенко и его земляка из Устюженского района Михаила Егоренкова, небольшую, но дружную бригаду пополнили Павел Михеев из Чагоды и Игорь Кондуров из Санкт-Петербурга. Они первыми из кузнецов приехали в симферопольский парк имени Тренева, где и должна была создаваться огромная по размерам карта с обозначением всех регионов страны.
Помимо ее основы, вологжане выковали наглядные знаки основных «брендовых» городов и райцентров нашей области: Вологды, Великого Устюга, Устюжны, Липина Бора. Нашлось на этой карте место и для металлической кружевной птички, еще раз напомнившей о том, что именно Вологодская область является душой Русского Севера. И эта работа так понравилась организаторам, что вологодских мастеров привлекли к ковке наглядных символов еще двух регионов - Ростовской и Астраханской областей.
Торжественное открытие арт-объекта «Время Крыма» состоялось 1 ноября. В числе приглашенных оказалась и пара местных молодоженов. Обряд кузнечной свадьбы для них доверили исполнить Сергею Веркеенко. А на следующий день в симферопольском парке официально стартовал Всероссийский фестиваль кузнецов, собравший под свои знамена около 100 участников и включивший в себя конференции, выставки и показательные выступления мастеров художественной ковки.
Прошел тогда в крымской столице и ставший уже традиционным Всероссийский конкурс кузнецов. Первое место второй год подряд занял Александр Вихт из Соликамска Пермского края, зато в неофициальном командном зачете вологжанам не было равных. У Сергея Веркеенко - символическое «серебро», у Павла Михеева - «бронза». 
И это не вызвало какого-либо удивления: мастерство современных вологодских кузнецов хорошо известно за пределами региона. Десятки из них участвуют в ежегодных кузнечных фестивалях в Устюжне и межрегиональных выставках, проводят различные мастер-классы.
Правда, из-за нынешних санитарных ограничений проведение всех массовых мероприятий этой весной пришлось отложить. Но в кузнице Сергея Веркеенко, который профессионально занимается своим ремеслом уже более 20 лет, все так же слышны удары молота по наковальне. Различных заказов по изготовлению декоративных светильников, оградок, печных заслонок и решеток хватает и сейчас. А на недавний День пограничника Сергей Владимирович выковал еще один небольшой арт-объект под названием «Граница на замке».
Смотреть, как работает настоящий мастер, всегда интересно, тем более что в каждом ремесле есть свои секреты, и кузнецы здесь - не исключение. У профессионалов - сразу несколько горнов, рассчитанных на определенное топливо: газ, кокс или каменный уголь. Есть в кузнице Сергее Веркеенко и классический горн для древесного угля. Если такой уголь качественный, то «настроить» горн можно всего за 15 минут.
Заготовки для работы приобретаются на металлобазах, и для каждого вида изделий подбирается свой сорт стали. При обычной ковке требуется температура в 800 - 1 000 градусов, при сложной - до 1 200 - 1 300 градусов Цельсия. Режимы регулируются подачей воздуха через меха горна, но здесь важно не перекачать, иначе металл может запросто сгореть.
Определенный навык требуется и при работе с пневматическим молотом, из-под которого выходят прообразы будущих изделий. 
Но доводка их до ума - это уже сложный ручной труд, требующий специальных инструментов. Разве что гвоздь можно сделать с помощью молотка и клещей, для всего остального требуются разнообразные фасонные молотки, зажимы, зубила и другие приспособления. Весь этот специнструмент кузнецы обычно делают сами «под себя».
- В этом году проведение августовского Фестиваля кузнецов в Устюжне остается под большим вопросом, скорее всего, он не состоится, - не без грусти в голосе поведал нам Сергей Веркеенко. - Но рано или поздно все восстановится. Во второй половине сентября нас зовут в Томск на так называемый Праздник скульптур. Решается вопрос об участии вологодских кузнецов в осенних работах над созданием новых арт-объектов в Москве и Севастополе. Так что мы еще обязательно поработаем!
Владимир ВЕСНИН
Знай наших! Кузнецы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: