В отдаленном лесном поселке ждут дождей и бурильщиков

statics/images/arcticles/102024/23102024x70081474.jpg
Встречавшие нас жители рассказали о проблемах Гремячего и показали единственную в поселке скважину.
Фото автора
statics/images/arcticles/102024/23102024x7603d5a4.jpg
Староста поселка Гремячего Наталья Лебедева.
statics/images/arcticles/102024/23102024x253c64a4.jpg
Примерно четверть домов здесь нежилые, но снести их не так-то просто.

В календаре жителей тотемского поселка Гремячий два особых дня - среда и суббота. Только в них в населенный пункт специальным транспортом доставляют питьевую воду. Устав от хронического «обезвоживания», гремячинцы обратились в редакцию «КС» за помощью. И мы отправились в дорогу.

Наследие прошлого

От Вологды до Гремячего путь не близкий: почти 200 километров по асфальту, потом переправа через Сухону на пароме и еще 50 километров по грейдированной грунтовке. Есть время еще раз вспомнить информацию, предварительно озвученную старостой поселка Натальей Лебедевой.

Основанный в 1960 году как поселок лесозаготовителей, первоначально Гремячий входил в состав Солигаличского района Костромской области, но все продовольственное обеспечение и транспортное сообщение шло через Вохтогу. Вполне логично, что в 90-е, как и другие лесные поселки Монзенской железной дороги, Гремячий передали Грязовецкому району, а в 2006-м, после очередной административной реформы, включили в состав Тотемского округа.

Еще в 80-е в быстро развивавшемся тогда поселке решили построить водопровод и даже завезли необходимые для этого трубы. Но тут грянула перестройка, и все что успели - пробурить скважину, сначала используемую для противопожарных нужд, а позже вовсе законсервированную.

Все это время питьевую воду брали из шести больших и глубоких (сверху тут почти везде многометровый слой торфа) общественных колодцев. Но с развалом леспромхоза следить за ними и ремонтировать стало некому. Добрая половина жителей была вынуждена обзавестись собственными колодцами, однако нынешнее лето и первая половина осени оказались в Гремячем на редкость засушливыми - больше трех месяцев не было воды и колодцы «обсохли».

В ответ на справедливое возмущение гремячинцев окружные власти стали два раза в неделю возить воду из Тотьмы. Но живительной влаги на всех не хватало, да и после нескольких «ходок» машина-водовозка не выдержала длинных перегонов. Тогда приспособили трактор для транспортировки тысячелитровой емкости, заполняя ее водой из спешно расконсервированной старой скважины. Однако качество влаги жителей не устроило: мол, у нее неприятный запах и появляющийся после отстоя рыжеватый налет.

Не дай бог - пожар, полпоселка разом сгореть может: ни в прудах, ни в колодцах воды нет. Аварийные постройки давно надо сносить, но на все наши обращения ответ один: пока для этого нет возможности. 

Сергей, 
житель Гремячего

В поисках консенсуса

Въезжаем в поселок. На небольшом пятачке между двумя магазинами и строящимся ФАПом нас встречает с десяток местных активистов. Вместе с ними идем по протянувшейся более чем на километр центральной улице Гремячего, слушая на ходу пояснения сопровождающих.

Они рассказывают, что за несколько дней до нашего приезда в администрации округа им пообещали пробурить сразу две скважины. Одну - рядом с ФАПом, вторую - там, где захочет большинство жителей. Но точных сроков якобы так и не назвали, да и среди самих гремячинцев пока нет консенсуса относительно места появления новой скважины - каждый хочет, чтобы она была поближе именно к его дому.

Кстати, хоть и сухо, идти по магистральной улице Мира совсем не просто. Часть уложенных когда-то бетонных плит раскрошилась, всюду рытвины, местами - торчащие куски арматуры. Вдоль дороги несколько противопожарных прудов, точнее осушившихся ям, где затянутая тиной вода осталась лишь на самом дне. А тут еще вперемешку с добротными домами - заросшие бурьяном и кустарником деревянные развалюхи.

Все вместе доходим до павильона со старой скважиной - наследия так и не построенного поселкового водопровода. Внутри на стене - пожарный шланг.

- Когда скважину в начале осени только расконсервировали, воду сами через шланг в канистры наливали, но попробуй его в руках удержи, - поясняет подключившаяся к беседе местная жительница Марина Румянцева. - Теперь нам водопроводный кран на трубе сделали, удобнее стало. Но эту воду все равно только для технических нужд использовать можно. Даже в кипяченом виде она ржавчиной отдает.

Прощаемся с поселковыми активистами у переезда через Монзенскую железную дорогу - еще одну интересную достопримечательность Гремячего. Здесь начинается так называемый Хутор, а за ним проселочная дорога до костромской деревни Куземино, откуда идет асфальт до Солигалича. В последний многие гремячинцы регулярно ездят... лечить зубы. Благо, что в тамошней ЦРБ жителям поселка в приемах не отказывают.

- От нас до Тотьмы по дороге почти 100 километров будет, а до Солигалича по прямой - в три раза меньше. Плохо только, что межрегиональная трасса, указанная на всех картах как проезжая, таковой по факту не является, - говорит Антонина Воробьева. - Поэтому ездим в Солигалич с оказией. Сначала на рабочем мотовозе за 20 километров, а там за 700 рублей вызываем такси. Переходить обратно в административное подчинение Костроме никто в поселке не хочет - Вологодчина нам милее. Но прямая автодорога на Солигалич тут и правда очень нужна.

С надеждой на лучшее

Уже в Тотьме встречаемся с первым заместителем главы округа Сергеем Семеновым. За последние месяцы он несколько раз приезжал в Гремячий, и чувствуется, что в курсе проблем поселка. Честно признает, что «целевых» денег на одномоментный демонтаж старых аварийных строений пока не предусмотрено. Как вариант, избавляться от них можно через проекты «Народного бюджета». Но сложность в том, что во многих развалюхах все еще прописаны люди, живущие сейчас в городах. Найти их трудно, а без их согласия снести такие дома весьма проблематично.

Частичный ремонт улицы Мира с подсыпкой наиболее ухабистых участков значится в планах на 2025 год. А вот обустройство межрегиональной трассы на Солигалич - вне компетенции окружных властей, тем более что около 80% ее протяженности приходится на Костромскую область. Но, по словам Сергея Сергеевича, от такой дороги и правда было бы много пользы. И в плане привлечения туристов, и для развития местной экономики, да и прямой путь из Москвы до Тотьмы и далее до восточных районов Вологодчины в этом случае спрямлялся бы на 300 с лишним километров.

Впрочем, главная задача окружных властей на сегодняшний день - обеспечить жителей Гремячего надежным водоснабжением. И эта задача постепенно решается. Достигнута договоренность со специализированной организацией «Вологдабурводсервис» по обустройству в поселке двух 70-метровых скважин с павильонами и электронасосами. Деньги на это выделены из муниципального бюджета.

- Представители подрядной организации заверяют, что готовы приступить к работе сразу же после 25 октября. У них есть техника, есть соответствующий опыт, так что на обустройство скважин с их подключением к электрическим сетям, думаю, уйдет не больше двух-трех недель, - говорит Сергей Семенов. - То есть, надеюсь, к середине ноября остроту проблемы мы снимем. Сами скважины передадим на баланс администрации. Платить за их использование жителям не придется. Но до 25 октября они должны окончательно определиться с местом под вторую скважину - одну, как и планировалось изначально, сделаем рядом с ФАПом. Старую скважину также оставим действующей - под технические нужды.

По информации на утро вторника, долгожданных дождей в Гремячем все еще не было...

Максим ВОЛОДИН

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: