В год Тигра пересядем на «львят» и «богатырей»

statics/images/arcticles/012022/12012022xe4e23fb0.jpg
В этом году количество череповецких «львят» и «богатырей», а именно так называются новые трамваи, может увеличиться еще на 14 единиц.
Фото Даниила Зинченко

В Череповце модернизируют трамвайную сеть и пополнят местную популяцию низкопольных «львят», в Вологде могут вновь возродить часть троллейбусных маршрутов, а отправиться в путешествие по железной дороге выгоднее всего будет ранней весной или поздней осенью. Такие транспортные перспективы сулит вологжанам наступивший 2022 год. 

Ждем трамваев и автобусов

Напомним, что минувший год стал юбилейным для электрического транспорта области: череповецкому трамваю исполнилось 65 лет. Главным подарком для юбиляра и многотысячной армии его пассажиров стало 12 современных вагонов отечественного производства, полученных городом по федеральной программе. 

В этом году количество «львят» и «богатырей», а именно так называются новые трамваи, может увеличиться еще на 14 единиц. Соответствующая заявка на обновление трамвайного парка Череповца уже направлена в Министерство транспорта РФ. Если эти планы удастся реализовать, то на 2023-й будет подана еще одна заявка, и также на 14 новых трамваев включая несколько спаренных. 

Кроме того, в мэрии города недавно еще раз подтвердили, что в ближайшие месяцы начнется большая модернизация трамвайного хозяйства и сопутствующей инфраструктуры: одна только длина трамвайных путей превышает в Череповце 20 километров. Продолжится и начатая минувшей осенью работа по обустройству остановочных павильонов. До последнего времени практически все остановки череповецкого трамвая были прямо на проезжей части и зачастую даже не имели посадочных платформ. 

По словам мэра Череповца Вадима Германова, постепенно будет упразднена и профессия трамвайного кондуктора. Городской электротранспорт перейдет на оплату через валидаторы. 

Пусть пока не так заметно, но обновление пассажирского электрического транспорта началось и в областной столице. Решение о развитии троллейбусного движения в Вологде было принято по итогам Градсовета под руководством губернатора области Олега Кувшинникова. Летом прошлого года было закуплено три новых троллейбуса, произведенные на вологодском предприятии «Транс-Альфа». Тогда же началось и их бесплатное (для пассажиров) тестирование на старых-новых маршрутах, ранее существовавших в Вологде. Власти города тогда заявляли, что с учетом мнения горожан может вновь возобновиться один из трех маршрутов: № 1 (ПЗ - вокзал), № 3 (ПЗ - Архангельская) или № 5 (вокзал - Горького - Чернышевского - вокзал), но по факту этого так и не произошло. После завершения тестирования все три машины были направлены для осуществления пассажирских перевозок на пока единственный действующий троллейбусный маршрут - № 4.

Как явствует из полученного нами официального ответа пресс-службы городской администрации, «дата возобновления движения троллейбусов по маршрутам регулярных перевозок №№ 1 и 2 или на каких-либо других в настоящее время не определена из-за отсутствия необходимого количества троллейбусов и недоукомплектования водительского состава. В 2022 году планируется направить заявку на участие в федеральном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Это позволит на условиях льготного лизинга приобрести новые троллейбусы российского производства. Заявка уже подготовлена, администрация города ждет объявления соответствующего федерального конкурса. В случае вступления в программу лизинга и закупки троллейбусов будет рассматриваться возможность открытия новых троллейбусных маршрутов».

 

Отдельная и очень сложная тема - автобусные перевозки внутри районов. 

В муниципалитетах, особенно с небольшой численностью населения, практически все такие маршруты убыточны, а работать себе «в минус» автоколонны на местах, естественно, не хотят. Тем не менее основные действующие маршруты сохранят и продотируют, а в случае с самыми отдаленными поселениями продолжат практику заказных микроавтобусов по заявкам сельских администраций.

Но если с новыми вологодскими троллейбусами ситуация пока достаточно туманна, то пополнение парка городских автобусов - дело практически решенное. Благодаря поддержке региональных властей и депутатов от Вологодской области в Государственной Думе РФ для Вологды предварительно подтверждены бюджетные кредиты на закупку еще 25 автобусов на газомоторном топливе. Все эти машины должны поступить в течение года.

Также на этот год в областном центре запланировано проведение научно-исследовательской работы по оптимизации движения городских автобусов и троллейбусов. Ее цель - выстроить работу общественного транспорта таким образом, чтобы избежать дублирующих маршрутов и охватить все временные промежутки, востребованные вологжанами, в том числе и в поздние вечерние часы. И хотя к самому слову «оптимизация» в нашей стране, мягко говоря, отношение теперь неоднозначное, будем надеяться, что предстоящие перемены действительно будут к лучшему.

Едешь дальше - платишь меньше?

Еще одна непростая тема - рост тарифов на пассажирские перевозки. При существующем уровне инфляции этот процесс, к сожалению, необратим. В Череповце повышение стоимости проезда произошло еще с 1 декабря: полный билет при безналичной оплате стоит 31 рубль, наличными - 33. В Вологде такое же повышение (после двух лет «заморозки» существовавших тарифов) состоялось 1 января: 30 рублей по безналу и 32 - наличными. У этого повышения, кроме чисто финансовой составляющей, есть и другой ожидаемый аспект. Хочется, конечно, ошибиться, но по опыту тех российских городов, где уже введена дифференцированная шкала проезда по безналу и наличными, известно, что в местном городском транспорте почему-то часто и надолго начинают выходить из строя валидаторы. 

А вот междугородные автобусы будут постепенно переходить на модель ценообразования, уже давно внедренную железнодорожниками: чем дальше едешь, тем дешевле становится каждый километр твоего пути. С 1 декабря на эту систему уже переведены маршруты Вологда - Череповец, Вологда - Устюжна, Вологда - Чагода и ряд других (при поездке до 100 километров включительно - 3,71 рубля за каждый километр, от 100 до 200 - 3,46, от 300 до 400 километров - 3,24 рубля). Эта практика будет постепенно внедряться и на других маршрутах. 

Для пассажиров междугородных автобусов такая модель цено-образования в целом выгоднее, чем при едином тарифо-километре, но есть тут и своя ложка дегтя. Одновременно с переводом маршрутов на такую систему обычно возрастает и стоимость базовых, начальных километров.

Что же касается железной дороги, то здесь стоимость поездки уже много лет зависит не только от расстояния и типа вагона, но и от сезонности. График гибкого регулирования цен на билеты будет действовать и в 2022 году. Самыми дорогими по традиции станут летние путешествия: с 15 июня по 31 августа в купейных и вагонах СВ будет действовать коэффициент 1,20 от базового тарифа. Ну а экономнее всего в вагонах такой же категории можно будет отправиться в дорогу с 1 октября по 2 ноября (при коэффициенте 0,85), а также с 10 января по 3 марта, с 9 марта по 28 апреля и с 7 ноября по 17 декабря, когда коэффициент составит 0,90.

Небо станет ближе

Намного интенсивнее должно стать и авиасообщение из аэропортов области. Пока главными воздушными воротами региона остается череповецкое авиапредприятие «Северсталь», но новую географию вылетов, похоже, скоро придется осваивать и летчикам «Вологодского авиапредприятия». Еще летом в рамках международного авиационно-космического салона МАКС было подписано соглашение о намерениях по поставке в Вологду трех турбовинтовых самолетов Ил-114-300 максимальной вместимостью 68 пассажиров. Крылатые машины предполагается приобрести по программе льготного лизинга, но не ранее 2023 года.

Так что поставщиком самых «горячих» авиановостей пока остается Великий Устюг, где в конце осени завершились работы по удлинению взлетно-посадочной полосы. После того как объект будет официально принят в эксплуатацию представителями Ростехнадзора и Рос­авиации, заметно изменившийся внешне Великоустюгский аэропорт наконец-то станет принимать все основные типы среднемагистральных самолетов, что даст дополнительный импульс не только туризму, но и социально-экономической сфере сразу нескольких восточных районов области. 

Максим ВОЛОДИН

Транспорт Прогнозы-2022

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: