В Череповце появится кафе, где будут работать люди с особенностями
17 лет назад у череповчанки Юлии Жильчиковой появилась долгожданная дочка Марина. Была нормальная беременность, девочка родилась с оценкой 9 по шкале Апгар. А спустя год ей был поставлен редкий диагноз. Синдром Рубинштейна-Тейби встречается у одного человека на 100 000. Сейчас в нашей стране порядка 230 людей с подобным диагнозом.
Собирала мир по крупицам
- Мир рухнул. Я замкнулась в себе, постоянно терзала себя вопросом, почему моему ребенку выпали такие испытания, что я сделала не так, - вспоминает Юлия то время.
Какое-то время ушло на то, чтобы принять диагноз и новую реальность. Какая-то часть знакомых отпала, Юлия рассталась с мужем, но в окружении появились новые люди - такие же, кто пытался справиться с подобным испытанием. Череповчанка стала искать в Интернете информацию о развивающих занятиях, рекомендации специалистов и тех, кто имел похожий опыт, - собирала свой новый мир по крупицам.
Так, в 2013 году родилась идея создать благотворительный фонд «Будущее есть!» как ответ всем семьям, которые, оказавшись с детьми-инвалидами на руках, задавали себе вопрос: есть ли у них будущее?
- Родителям в этой ситуации поддержка нужна не меньше, чем детям. Психологическая помощь, курсы по развивающим техникам, контакты нужных специалистов. И - общение прежде всего. Мне же хотелось создать дочери круг друзей. Потому что, когда ты остаешься один на один со своими проблемами, тяжелее всего, - делится Юлия Жильчикова.
Невозможное возможно
Она не сидела на месте: ходила, звонила, стучалась во все двери, искала спонсоров и единомышленников. Тогдашний мэр города Елена Авдеева помогла безвозмездно выделить помещение от администрации в Заягорбском районе, на улице Командарма Белова, 35в. Сейчас среди подопечных фонда - более сотни семей, постоянно посещает занятия около 40 человек. В основном это семьи, где есть дети с орфанными (редкими) заболеваниями, различными ментальными нарушениями, ДЦП.
- Мы рады всем, нет каких-то категорий: мол, этих берем, этих нет. Остаются те, кому с нами комфортно, - поясняет Юлия.
Мечтая о будущем для своей дочки, она стала тем, кто создает такие возможности и для других детей с особенностями.
В свои 17 лет Мариша и разговаривает, и пишет, и читает, и умеет считать на калькуляторе, и даже катается на лошадях - таких результатов при синдроме Рубинштейна-Тейби почти ни у кого нет. И это дает надежду другим.
- Еще один особый дар Маришки - ее невероятная эмпатия: она потрясающий коммуникатор, очень чувствует атмосферу и состояние каждого. В любом коллективе сразу найдет того, кто чувствует себя дискомфортно, подойдет, погладит, скажет что-то ободряющее: ты красивый! давай попьем чаю? не грусти! - рассказывает ее мама.
В инклюзивном центре проходят развивающие занятия для детей, консультации для родителей, оборудованы гончарная и швейная мастерские. А еще это просто уютное место для встреч: здесь проходят мастер-классы и дискотеки для ребят, устраиваются чаепития и кинопросмотры.
- И самое главное - с недавнего времени мы стали привлекать к делам обычных ребят с нашего района, что шатались без дела недалеко от фонда. Они помогают с уборкой территории, мелким ремонтом, какими-то делами по хозяйству за вкусняшки, которыми мы угощаем. Это та мечта об инклюзии, которая была изначально. Это то пространство, где есть место для каждого, - рассказывает основательница фонда «Будущее есть!».
Пекарне быть!
Из этих вот мастер-классов и чаепитий и родилась идея создать в Череповце настоящую инклюзивную пекарню, где будут наравне работать особые и нормотипичные люди. Еда объединяет: все любят есть, многим нравится готовить, а для особенных людей это еще и одна из немногих возможностей проявить себя, быть полезным, вписаться в социум.
Комментарий
Игорь Бараков,
исполнительный директор благотворительного фонда «Во имя добра»:
- Мы уже больше шести лет работаем с детьми с ОВЗ, у меня самого 15-летний сын с синдромом Дауна. Сейчас мы уже два года с поддержкой фонда Президентских грантов реализуем проект «Солнечные умники», в рамках которого таких ребят на базе первой коррекционной школы обучают поварскому искусству - готовить элементарные блюда, помогать родителям по хозяйству. И знаете, они абсолютно обучаемы, способны тщательно выполнять свои задачи, из них получатся очень хорошие помощники повара. Поэтому я всеми руками за создание таких кафе, где они смогут работать. Ведь, к сожалению, вопрос трудоустройства для людей с ОВЗ в обществе стоит довольно остро: после 18-лет заканчивается большинство развивающих программ, и они по большей части вынуждены сидеть дома. Конечно, такие проекты вряд ли возможны без поддержки властей и благотворителей: нужны помещения, оплата аренды и работы наставников. Но я очень надеюсь, что такое место появится и в Вологде. Потому что у людей до сих пор множество барьеров и опасений по поводу людей с ОВЗ. А ведь они такие же, как мы, и так же хотят работать, приносить пользу и общаться.
Подобные проекты уже существуют в крупных городах. Юлия познакомилась с людьми, которые создали такие проекты, и вдохновилась сделать подобное в родном городе.
Благодаря поддержке спонсоров было закуплено оборудование для пекарни и кафе. Желающих ребят мастера обучили, как помогать на кухне, и они уже в тестовом режиме готовы выполнять заказы и принимать гостей.
20-летняя Алина и 26-летний Антон отлично справляются с работой помощника повара. Кирилл с энтузиазмом занимается уборкой. Марина всех с удовольствием встретит и накроет на стол. И какая разница, какие у них диагнозы - аутизм, легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна? Они сами могут почти все, нужна лишь принимающая среда.
С ребятами постоянно находятся тьюторы, которые помогут скорректировать поведение, если что-то пойдет не так. И сейчас не хватает лишь главного - найти мастера-пекаря для инклюзивной пекарни. Да, это должен быть эмпатичный человек с открытым сердцем, готовый с пониманием отнестись к особенностям взаимодействия с необычным персоналом: тут окриками и спешкой ничего не добьешься.
- Для меня очень важно, чтобы люди с ментальной инвалидностью имели возможность зарабатывать. Потому что у них, честно, очень маленькие пенсии. И, оставшись без родителей, они оказываются практически на грани выживания: нужно и коммуналку оплатить, и дорогу, и продукты купить, и одежду. Работа для них - возможность жить самостоятельно, не попасть в психоневрологический интернат. Ведь большая часть легких ментальных нарушений не лишают человека дееспособности, - объясняет Юлия.
Сейчас она с помощью дружеских и спонсорских связей нарабатывает список потенциальных заказчиков: кто-то готов закупать выпечку для персонала, кто-то делает заказы под корпоративные праздники. Но самое главное - чтобы в это кафе пришли обычные горожане, потому что только так можно растопить лед между миром инвалидов и нормотипичных людей. Только при взаимодействии можно понять, что все мы прежде всего люди.
- В Москве, Питере это очень популярный социальный тренд. В такие кафе ходит много молодежи, люди общаются, покупают сувениры, там очень дружественная атмосфера. А для Череповца это в новинку. Очень надеюсь, что это начинание найдет поддержку в нашем суровом северном городе, - приглашает основательница кафе «Пышки от Маришки».
Комментарии (0)