Старинным особнякам найдут новое применение

statics/images/arcticles/092024/25092024x6c90d220.jpg
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/092024/25092024xe9b6e627.jpg
Исторические здания должны украшать город, а не вызывать сожаление своей запущенностью.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/092024/25092024x2d698652.jpg
Приведением старинных зданий в достойный вид занимаются не только власти, но и волонтеры.
Фото из группы «Том Сойер Фест» в соцсети «ВКонтакте»
statics/images/arcticles/092024/25092024x865bd170.jpg
Деревянные здания привлекают туристов необычной красотой.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/092024/25092024xaf808bd2.jpg
Старина, которая выглядит вот так, вызывает беспокойство региональных властей.
Фото Сергея Юрова

Активизировать работу по приведению в порядок объектов культурного наследия - такую задачу поставил избранный губернатор Вологодской области Георгий Филимонов. По сути, вологодские города ждет архитектурная перезагрузка: историческим домам-развалюхам вернут внешний лоск и перепрофилируют под кафе, арт-пространства и гостиницы. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: комитет по охране памятников подал пять исков об изъятии культурных объектов у тех собственников, которые их не ценят и не содержат должным образом.

Печальные истории

Напомним, что в начале года глава региона подверг резкой критике деятельность областного комитета по охране объектов культурного наследия, указав на то, что «организация должна быть не карательным органом, а инструментом содействия развитию территорий». После этого в комитете сменился руководитель, а власти стали искать новые формы воздействия на нерадивых собственников исторических особняков, из-за многолетнего бездействия которых здания разрушались или горели. 

С учетом уже имеющегося опыта других регионов был сформирован список исторических построек, которые могли бы быть изъяты у недобросовестных собственников по решению суда и переданы в пользу государства для последующего восстановления. На сегодняшний день в регионе подано уже пять таких исков, в том числе по трем объектам в Вологде: Дому Шахова 1892 года постройки на улице Воровского, 34; бывшему жилому зданию на Кирова, 17; и построенному в 1914-м Дому Боголепова на Октябрьской, 50. Еще два иска поданы в Череповце (по Луначарского, 1) и в Тотьме (по Ворошилова, 36).

У каждого из этих зданий - своя история. К примеру, тотемский деревянный особняк когда-то считался «характерным образцом застройки города второй половины XIX века», но постепенно ветшал и разрушался. Дом расселили, он минимум дважды менял собственника, а несколько лет назад наполовину сгорел. Власти округа нашли потенциального инвестора, готового выкупить здание, отреставрировать и открыть здесь кафе, но собственник от сделки отказался. Как итог, обгоревший остов дома практически в самом центре города уже четыре года стоит неприкаянным и зарос кустарником, а его некогда уникальная фасадная отделка с оконными наличниками частично сгорела, частично растащена. 

В чем-то схожа печальная судьба и у вологодского Дома Шахова, который уже в наше время ассоциировался с именем известного фотографа Леонида Старикова. Он жил в этом когда-то купеческом особняке и боролся за его сохранение, но только за последнее десятилетие дом трижды горел, причем последний пожар фактически уничтожил все внутренние стены.

На заметку

В областной программе будут прописаны четкие критерии, под какие учреждения и заведения может быть перепрофилировано восстанавливаемое здание. В приоритете будут гостиницы, рестораны и кафе, выставочные и иные общественные пространства. Можно будет вновь вернуть дом-развалюху в категорию жилых помещений, а вот переделать его под офисные помещения или ведение производственной деятельности уже не получится. В нынешнем варианте федеральной программы такие ограничения пока отсутствуют.

Ситуацию усугубляло то, что здание находится в смешанной собственности - половина у муниципалитета, половина - у нескольких бывших владельцев жилья. Как и в Тотьме, городские власти находили потенциальных инвесторов, готовых восстановить историческую постройку, но частные собственники к консенсусу так и не пришли.

Крайняя мера

Кстати, именно Дом Шахова оказался первым в области, по которому был подан иск об изъятии в пользу государства. Дело даже дошло до суда, но весной один из собственников скончался, и процесс временно встал на паузу. 

В октябре-ноябре, когда пройдет установленный срок наследования, рассмотрение иска должно продолжиться. 

- Все, что касается конституционного права частной собственности, - вопрос долгий и сложный. Вместе с тем сохранение и содержание исторических зданий в надлежащем виде - прямая обязанность собственников, а уклонение от этой обязанности несет последствия, вплоть до уголовной статьи, - говорит и. о. председателя комитета по охране объектов культурного наследия Елена Бурыка. - В любом случае изъятие - мера крайняя, к тому же она несет в себе определенные риски. Изъятое по суду здание переходит на баланс области, и если продать его с торгов не получится, расходы по содержанию лягут на региональный бюджет.

Поэтому, оставляя за собой право воздействовать на недобросовестных собственников судебными исками, в области ищут и другие возможности для восстановления исторических особняков, находящихся в частных руках. В настоящее время ведется работа по включению Вологодской области в число пилотных регионов федеральной программы «Дом.рф», которая должна существенно ускорить процесс восстановления зданий новыми собственниками.

Пока программа, рассчитанная на период до 2030 года, находится в процессе доработки. Предполагается, что в ней будет предусмотрена система льготного кредитования для реконструкции архитектурных памятников и другие формы поощрения инвесторов. К слову, сейчас в федеральном законодательстве существует норма, в соответствии с которой объект культурного наследия (ОКН) в неудовлетворительном состоянии собственник может продать с аукциона всего за один рубль. И прецеденты такого рода уже были. Но, учитывая, что процесс реставрации не простой и не дешевый, а среди подобных предложений превалируют совсем уж «убитые» дома, потенциальные покупатели на торги идут неохотно. А вот когда в довесок к такому зданию есть возможность получить финансовую поддержку, то здесь интерес инвесторов уже очевиден.

Поэтому, независимо от того, попадет Вологодчина в число пилотных регионов или нет, со следующего года в области хотят запустить уже свою региональную программу аналогичной направленности. В упрощенном виде ее механизм будет действовать так. Потенциальный инвестор, имеющий в собственности ОКН в неудовлетворительном состоянии, либо выкупивший его у муниципалитета или иного лица, должен разработать инвестпроект по восстановлению особняка и подтвердить его собственными средствами или уже проведенными работами в 20% от стоимости запрашиваемого кредита. Если все условия будут соблюдены, инвестору предоставят кредит под небольшой процент из регионального фонда развития промышленности и предпринимательства, а комитет по охране объектов культурного наследия окажет содействие в организационном сопровождении работ.

Вологодский феномен

В том, что практика восстановления объектов культурного наследия под выделяемые инвесторам льготные кредиты будет востребована как минимум в крупных городах, эксперты не сомневаются. В пользу этого говорит уже имеющийся опыт областной столицы, где за счет частного бизнеса восстановлены десятки исторических зданий с открывшимися внутри цветочными магазинами, сувенирными лавками и гостиницами. И если раньше на специализированных форумах Вологде часто ставили в пример Томск и Иркутск, где процесс восстановления памятников деревянного зодчества стартовал еще в конце 90-х, то теперь наблюдается обратная картина: уже сами томичи и иркутяне не скрывают позитивных комментариев от увиденного в Вологде. У специалистов даже появился термин «вологодский феномен».

Другое дело, что распространить его на все «проблемные» особняки города не получается: где-то это тормозит несговорчивость нынешних собственников, где-то уже сам бизнес не готов вкладываться в дома, находящиеся в стороне от основных туристических маршрутов и изначально не дающих возможности «отбить» хотя бы половину требуемых на их восстановление денег.

Поэтому распространить программу на все райцентры и исторические поселения будет совсем непросто. По понятным причинам лучшие «стартовые позиции» - у Череповца, Великого Устюга и Тотьмы. Тут и туристов больше, и населения (относительно «маленькая» Тотьма берет другим - своим выгодным расположением и креативностью местных жителей). А вот в других городах, пусть даже со славным историческим прошлым, многое будет зависеть от содействия и вовлеченности в работу местных органов власти.

- Есть положительный пример - Белозерск. Там глава округа Денис Соловьев находится на постоянной связи с нами, - говорит Елена Бурыка. - Один из «проблемных» домов - на улице III Интернационала, 4, - уже включен в прогнозный план по приватизации, есть и потенциальные инвесторы на его реконструкцию.

Общероссийская практика свидетельствует, что любой масштабный проект по преобразованию городских пространств - будь то благоустройство набережной, появление нового парка или комплексный ремонт улиц - всегда делит жителей на сторонников и противников таких новшеств. Наверняка будут недовольные и тем, что часть исторических зданий, пусть и находящихся сейчас в удручающем состоянии, после обновления превратится в отели и арт-галереи. И здесь интересен опыт Иркутска, где комплексный подход к восстановлению и «перепрофилированию» старых зданий стартовал намного раньше. Там в 2007 году, судя по городским соцопросам, число сторонников и противников такого «перепрофилирования» было примерно одинаково - 48% против 42% - при 10% тех, кому «все равно». А вот к 2023 году пропорция кардинально изменилась. Убедившись, что механизм работает, а в центре города появились целые кварталы восстановленных домов, среди которых приятно гулять и находиться, количество сторонников такого «перепрофилирования» выросло почти до 90%. Впрочем, каждый десятый иркутянин по-прежнему против и ни на какие компромиссы идти не готов. 

Ждем новостей

Отдельный разговор о так называемой средовой застройке, отражающей период развития городов на принципах регулярного планирования и обычно представленной кварталами и массивами старых жилых домов конца XIX - начала XX века. Такие здания хоть и состоят на специальном учете, но, в отличие от объектов культурного наследия, не имеют строгого охранного статуса. 

Не подпадают они и под уже существующие федеральные программы восстановления исторических построек. Поэтому сейчас идет поиск механизмов, способных постепенно обновлять и эту категорию домов, многие из которых также находятся в частной собственности, а потому их реконструкция не может быть напрямую профинансирована из областного, или муниципального бюджетов. 

Пока же основные позитивные новости касаются именно объектов культурного наследия и приходят в основном из Вологды. Буквально на днях стало известно, что еще три исторических здания пройдут обновление и станут отелями. Первый из них будет расположен в здании бывшей городской поликлиники № 1 на улице Марии Ульяновой. 

В планах - сделать здесь отель на 25 номеров и открыть ресторан.

Второй объект на Зосимовской, 54, - старинное здание работников треста «Севтранслес» 1935 года постройки, выкупленное компанией «Вологодские реставраторы». Дом уже разобрали, сделали фундамент, а к зиме должны собрать обратно, чтобы разместить в нем гостиницу на 10 номеров.

Третий дом - архитектурный памятник на Орлова, 3б, находящийся в федеральной собственности. До революции здесь работало вологодское уездное училище. 

А теперь инвестор запланировал сделать в здании 15 гостиничных номеров.

Хочется верить, что процесс масштабного обновления с одновременным сохранением привычного облика исторических зданий со временем станет привычным явлением и для других вологодских городов. 

Максим ВОЛОДИН


В тему

В Великом Устюге продолжаются работы по восстановлению сразу трех исторических зданий, в числе которых особняк купца Полднева, также известный как Дом с угловой башенкой. Построенный в XIX веке, он сильно пострадал во время пожара 2017 года. В прошлом году удалось найти инвестора. Победитель торгов заплатил за сгоревший остов и за прилегающий земельный участок около полумиллиона рублей. При этом неоценимую помощь бригаде строителей-реставраторов на начальном этапе работ оказали местные жители, поделившиеся историческими фотографиями здания, которое, обновившись, должно стать гостиницей.


Дом Токарева в Тотьме. | Фото с сайта Тотемского музейного объединения

А в Тотьме минувшим летом гостеприимно открыл свои двери исторический особняк купца Токарева, в советское время ставший жилым домом и сильно обветшавший. Три года назад один из меценатов откликнулся на просьбу директора Тотемского музейного объединения и выкупил здание. За несколько лет общими усилиями музейных работников, общественников и волонтеров дом стал оживать. В прошлом году один из проектов Фонда развития общественных инициатив Тотемского округа «Соль Земли» получил президентский грант, что позволило приступить к реставрационно-восстановительным работам уже внутри особняка.

И с 12 июня в истории Дома Токарева открыта новая страница. Теперь это культурно-деловой центр, где посетители могут выпить чашечку чая, посидеть с книгой на диване, посмотреть фильм на чердаке и хорошо провести время в компании друзей. Здесь же регулярно проводятся экскурсии и интерактивные музейные программы. 
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: