Споры из-за шторы

statics/images/arcticles/112025/05112025xe7c08abc.jpg
Без хорошей шторы окно покажется «голым», и квартира лишится уюта.
Фото Игоря Аксеновского

Современная «одежда для окна» может стоить очень дорого... и не подойти!

Можно ли вернуть в магазин «одежду для окна», если она не подошла по форме, фасону, расцветке или размеру? Да, если изделие приобретено в готовом виде. А если сшито по индивидуальному заказу? Тут действуют другие правила.

Творческая компенсация

Алла недавно въехала в новую квартиру и решила заказать для гостиной роскошные шторы у частной портнихи Галины, которую ей порекомендовала знакомая. Галина оказалась компетентным специалистом: сама сделала необходимые замеры, а затем они вместе выбрали в магазине подходящую ткань. Хозяйка решила не экономить, заплатив в общей сложности 37 тысяч рублей за материал и шесть тысяч швее в качестве аванса.

Та учла все пожелания, и занавески получились красивые. Но когда их закрепили на потолочном карнизе, выяснилось, что они не достают до пола и выглядят короткими. Перемерили - оказалось, что шторы на 10 сантиметров короче необходимой длины.

- Как так получилось? Может быть, потому, что у меня нет специального большого стола, как в ателье, - все кроила на полу? - не на шутку расстроилась швея. 

Однако деньги за ткань и аванс она категорически вернуть отказалась, заявив, что их у нее нет, и предложила наставить на изделие снизу рюш.

- Никаких рюшей мне не надо! Я специально просила пристрочить внизу кромку-утяжелитель, чтобы занавески висели ровно. Вещь испорчена, пусть портниха ее забирает и компенсирует все мои затраты, - стояла на своем заказчица. - Хотя по-человечески ее жаль, знакомая сказала, что она одна растит двоих детей.

Но время шло, а вопрос не решался. Алла продолжала жить с «голым» окном. За советом она обратилась в общественную организацию по защите прав потребителей. Юристы объяснили, что официального договора стороны не заключали и предъявить иск по Закону «О защите прав потребителей» с взысканием неустойки, морального вреда и штрафа можно лишь в том случае, если заказчица докажет, что Галина занимается предпринимательской деятельностью. Свои отношения с ней можно подтвердить перепиской в мессенджере и фактом безналичного перевода на карту. Если же мастер не имеет статуса ИП или самозанятого, то потребовать можно только возмещения реальных убытков.

Однако хлопоты и тревоги оказались напрасными. В один из дней Галина снова по­явилась в квартире заказчицы и не с пустыми руками, попросив разрешения «примерить» шторы. Когда она их повесила, хозяйка ахнула от восторга: мастерица реконструировала изделие, обрамив его по периметру контрастной тканью в цвет обоев - и так аккуратно, что швы оказались незаметны. Получилось красиво, стильно, все в размер и отлично вписалось в интерьер. Чувствовалось, что мастер проделала большую, кропотливую работу.
Конфликт был исчерпан. Алла осталась довольна, без сожаления доплатила оставшиеся деньги и даже порекомендовала швею соседям-новоселам.

Продавцы тоже плачут

- Занимаемся пошивом и продажей штор, - рассказывает руководитель одного из специализированных салонов. - Недавно сами разработали оригинальный дизайн кухонной шторы и вывесили ее на продажу. Тут же нашлась покупательница, которая сказала, что возьмет ее при условии уменьшения высоты на 30 сантиметров. Мы пошли ей навстречу, штору обрезали. Но через два дня женщина вернула ее, заявив, что та не подошла по рисунку и ширине окна. Но нам теперь сложно продать нестандартное изделие. Как же быть?

- Клиентка не права, - констатируют юристы. - Нужно просто составить письменный мотивированный отказ в ответ на ее претензию: вы не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, который может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Если, конечно, эта дополнительная услуга была оформлена официально.

У руководителя другого ателье проблема посложнее: клиентка ворвалась в приемную со скандалом, швырнула шторы, заявив, что сшиты они безобразно и разнятся по высоте, и продемонстрировала фото, где действительно видны неровности. На повышенных тонах она потребовала вернуть деньги за бракованное изделие. Ее попросили написать заявление. На устранение недостатка потребовалось ровно пятнадцать минут - специалисты исправили свою оплошность, откорректировав высоту с помощью утюжки ткани. На следующий день предложили заказчице забрать шторы. Но она уже вторую неделю продолжает в прямом смысле терроризировать руководство ателье, настаивая на возврате денег.

- Бояться угроз не надо, - успокоили хозяйку бизнеса правозащитники. - Речь идет не о товаре ненадлежащего качества, а о недостатке выполненной работы. В ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» говорится: «Потребитель вправе отказаться от готового заказа лишь в том случае, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (услуги) или иные существенные отступления от условий договора». Существенного недостатка в пошиве штор не было, поскольку он легко устраним, а значит, у заказчицы нет оснований требовать возврата денег. Она явно злоупотреб­ляет своими правами. Следует отправить ей письменное уведомление о том, что со стороны ателье проведены мероприятия по устранению недостатка, услуга выполнена в полном объеме, а в случае несогласия предложить провести экспертизу. Пусть идет в суд - доказать справедливость своих требований она вряд ли сможет.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: