«Спортивный мальчик» отправил одноклассницу в нокаут

«В тот вечер, 9 декабря, наша дочь-шестиклассница почему-то очень долго шла из школы. Я встревожилась, позвонила ей, спросила, все ли в порядке. В ответ дочь заплакала и сказала, что ее избил одноклассник, - вспоминает вологжанка Наталья. - С тех пор у нее началась «веселая» жизнь: постельный режим, стационар, а я на нервной почве заработала бессонницу. При этом виновники драки даже не понесли наказания».

«Помнишь ли ты свое имя?»

Эту историю 12-летняя Лена (имена подростков изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ») не может вспоминать без слез. В перемену она, спортсменка и активистка, шла по школьному коридору, когда увидела потасовку. Дрались ее одноклассники: девчонки дразнили самого высокого мальчика в классе, а тот отбивался от них кулаками. Лена говорит: она заступилась за свою подругу, пригрозила позвать учителя. В ответ парень (он занимается борьбой) переключился на нее. Со слов девочки, он ударил ее в живот, а когда она съехала по решетке у запасной лестницы, стал пинать по шее, груди, голове. Парня оттащили другие ученики, а Лена «на автопилоте» отсидела еще три урока. Классной руководительнице она сказала, что все нормально. Плохо ей стало позднее - ближе к вечеру.

- Дома Лена все время плакала, даже слова сказать не могла. На местах ударов у нее были красные пятна, а на шее - плотная шишка с кулак, - вспоминает мама Наташа. - Мы сразу же поехали в травмпункт, сделали снимки - переломов, к счастью, не оказалось. Зато оказались сотрясение мозга и ушиб грудной клетки. Нас хотели положить в больницу, но Лена (она очень чувствительный ребенок) просилась домой, и я написала отказ от госпитализации. На следующий день мы сходили к неврологу - он назначил лекарства и строгий постельный режим. 

А ночью у девочки подскочило давление, и нас на скорой опять увезли в больницу: снова предложили лечь в стационар, и снова Лена испугалась - попросилась домой.

Дома, как рассказывает мама, Лена две недели лежала в кровати. Первые шесть дней - с температурой, которую не могли сбить. Потом дочь сутками спала, а 13 января ее все-таки госпитализировали по направлению невролога. В стационаре девочка провела больше двух недель. Ей сделали УЗИ внутренних органов и МРТ головного мозга, назначили множество процедур: массаж, капельницы, уколы, электрофорез, иглоукалывание. Ежедневно с Леной работал психолог: после случившегося она не могла успокоиться и при слове «школа» начинала плакать.

- Все это время я тоже жила на лекарствах: не могла заснуть, плакала. Это страшно, когда твой ребенок лежит с температурой и не может открыть глаза, а ты не в силах хоть чем-то помочь. Кроме того, какое-то время у дочки была дезориентация, она не понимала, где находится, доктор даже спрашивал, помнит ли она свое имя, - делится Наталья. - Нет, крови мы не жаждем, но и оставлять эту историю безнаказанной не хотим.

Виновных не нашли

Информацию о ребенке медики оправили в полицию, и уже на следующий день после ЧП в школе провели «разбор полетов». Все участники истории, как это часто бывает, описывают ее по-своему.

- По словам классной руководительницы, Андрей сразу же извинился перед Леной, - вспоминает Наталья. - А вот его мама при встрече лишь пожала плечами: мол, я-то что сделаю? Помочь с лечением она предложила только спустя месяц, когда мы начали писать жалобы в полицию и прокуратуру. Непонятно нам и поведение учителей: почему они не вызвали дочери скорую помощь? Почему отпустили одну домой? Почему не поставили в известность родителей? 

- Мама обидчика очень расстроилась и до сих пор переживает, - возражает классный руководитель (она же - социальный педагог). - Этих детей я веду третий год и хорошо знаю. Андрей - спокойный умный мальчик из порядочной семьи, до сих пор агрессии он не проявлял. Лена - тоже добрая активная девочка, в конфликтах не была замечена. Вот почему этот инцидент, мягко скажем, нас очень удивил. После случившегося я успокоила плакавшую Лену, дважды спросила о самочувствии - на боль она не жаловалась. Внешних повреждений тоже не было, поэтому скорую мы не вызывали. А школьный медик уже ушел: было поздно (шестиклассники учатся во вторую смену). Я собиралась звонить родителям, все рассказать, но девочка меня опередила…

На следующий день мальчика опросила инспектор по делам несовершеннолетних: родители Лены написали заявление в полицию. Но вскоре им пришел отказ в возбуждении дела: обвиняемый не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, а мать не могла предотвратить этот поступок, поэтому ее нельзя оштрафовать.

- Там были перевраны даже наши отчества, не говоря уж о фактах, - не согласна с таким исходом разбирательства мама пострадавшей девочки. - Инспектор, в частности, написала, что мальчик бил Лену руками (на самом деле - ногами). Вот почему мы направили жалобу в отдел полиции и прокуратуру с просьбой наказать мать обидчика за ненадлежащее воспитание сына, а школьный персонал - за бездействие и халатность. 

К слову, поступком Андрея удивлен и его тренер по борьбе (ею школьник занимается с октября). 

Комментарий

Ольга МАХМУДОВА, 
директор средней школы № 36 (Вологда):

- О каких-то затяжных конфликтах в этом классе нет и речи: классный руководитель выполняет в школе также функции социального педагога. Как учитель с 20-летним стажем она справляется с самыми трудными детьми, организует мероприятия по сплочению коллектива. Сразу после грустного инцидента, спровоцированного одним из учеников, она провела с детьми профилактическую беседу, а спустя какое-то время написала объяснительную. Как сообщает педагог, пострадавшая девочка не жаловалась на самочувствие. В противном случае учитель, разумеется, приняла бы меры: сообщила руководству, вызвала скорую помощь. Болезнь ребенка мы тоже не сочли последствиями потасовки: сначала мама сообщила нам, что дочь лежит с температурой, затем ее отсутствие объяснила обследованием. Мы сожалеем, что все так произошло: конфликты в нашей школе - редкость, у нас даже работает служба медиации (примирения). Мы намерены приложить все силы, чтобы впредь не допустить подобных инцидентов. 

- На занятиях мы всегда учим ребят, что лучший бой - это несостоявшийся бой. В моей практике были мальчишки, нарушавшие это правило, некоторых даже пришлось исключить из секции. Но Андрей - не из их числа, я даже в спарринги с ним выставляю детей помладше. Он больше занимается гимнастикой, общей физподготовкой. Не могу поверить, что этот парень мог избить девочку. Это не укладывается в голове, и сейчас на тренировках я уделяю ему особое внимание, - рассказал нашей газете Николай Вольхин, директор спортивного клуба «Феникс».

Инструкция к применению

По закону «Об образовании» за безопасность детей во время учебного процесса отвечает школа. Там же прописан порядок действий в случае ЧП. Первым делом педагог должен доложить о случившемся руководителю организации, а тот, в свою очередь, обязан немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему, а при необходимости - и его доставку в медучреждение. Параллельно директор должен принять меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай, еще до начала расследования зафиксировать обстановку, какой она была на момент происшествия (составить схемы, провести фото- или видеосъемку), а также проинформировать своего учредителя и родителей пострадавшего, сообщает областной департамент образования. 

Если пострадавший ребенок ушел на больничный, то школа должна провести служебное расследование, составить акт о несчастном случае, один его экземпляр вручить родителям под роспись, а виновных наказать, добавляет уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области Ольга Смирнова. Она назвала происшедшее с Леной ужасным и выразила мнение, что ответственность за него лежит не только на родителях мальчика, но и на школе. Кроме того, Ольга Александровна напомнила, что пострадавшая сторона вправе обратиться в суд, чтобы взыскать средства на лечение и реабилитацию ребенка, компенсацию морального вреда. Иски можно предъявить как родителям обидчика, так и школе.

Сколько денег суд присудит в качестве компенсации морального вреда - вопрос спорный, все зависит от обстоятельств. 

В судебной практике региона такие случаи были. Буквально на днях вологжанка взыскала моральный вред за травму дочки в школе. Из-под 11-летней ученицы выдернул стул ее одноклассник, в итоге девочка упала, ударилась головой и получила черепно-мозговую травму. Истец потребовала компенсацию: 200 тысяч - с родителей мальчика, 100 тысяч - со школы. Этот иск суд удовлетворил частично, взыскав с родителей 15 тысяч, с учебного заведения - 1 000 рублей.

Гораздо больше - 250 тысяч рублей - заплатила пострадавшему в Вологде областная федерация тхэквондо. В ноябре 2019 года двое парней в спортзале раскачали 10-летнего мальчика за руки и за ноги и бросили его на маты. При падении школьник сломал ключицу, а мать обратилась в суд с требованием компенсировать нравственные и физические страдания сына. Тем временем в Сокольском районе на скамью подсудимых попал педагог. Он избил школьника за то, что тот кидался снежками. Мужчина повалил ученика на землю, ударил по лицу и голове, затем таскал за куртку и душил. Как объяснил тренер, все это он делал «в воспитательных целях». Суд назначил ему штраф в 15 тысяч рублей, сообщает пресс-служба судов Вологодской области. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: