Спецназовец сдал костный мозг для спасения ребенка

statics/images/arcticles/072019/24072019xa9cbd2a6.jpg
Cдать кровь и стать потенциальными донорами костного мозга может практически любой неравнодушный человек.
Фото из архива газеты «Красный Север»
«Мне выпала благодать попытаться спасти человека», - говорит 32-летний вологжанин Андрей. На днях в питерском НИИ он сдал костный мозг, чтобы помочь тяжелобольному ребенку. При этом донор и реципиент друг друга не знают. В лучшем случае они смогут познакомиться лишь через два года: таковы правила.

Один из 10 тысяч

Фамилию Андрея называть нельзя: он служит в спецотряде быстрого реагирования (СОБР) областного Управления Росгвардии (по этой же причине нельзя показывать его лицо). Несколько лет назад бойцам предложили включиться в акцию «Спасти жизнь человеку»: сдать кровь и стать потенциальными донорами костного мозга для людей, нуждающихся в его трансплантации. На призыв спецназовцы откликнулись охотно.
- Мы сдали кровь из вены на типирование, после чего нас внесли в регистр доноров костного мозга. На продолжение этой истории мы особо и не рассчитывали: по статистике, шанс встретить своего генетического близнеца - один на 10 тысяч. Вот почему я удивился, когда этой весной мне позвонили и попросили пройти дополнительное обследование, - рассказывает Андрей.
У Андрея биологические свойства и признаки организма более чем на 90% совпали с фенотипом ребенка, нуждающегося в пересадке костного мозга. Как правило, она требуется при раке крови и других тяжелых болезнях.
- В мае я еще раз сдал кровь в Вологде, а в июне меня пригласили в Санкт-Петербург в НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой. Там я снова сдал кровь, прошел ЭКГ и пообщался с трансфузиологом, - вспоминает вологжанин. - Доктор объяснил, что забор костного мозга в целом безопасен, он проводится под общим наркозом. При этом в Центре имени Горбачевой донорский материал приживается у больного в 80% случаев. Врач подчеркнул, что донорство костного мозга во всем мире безвозмездно, добровольно и анонимно, спросил, готов ли я к процедуре, и назначил операцию на июль.

Как после тренировки

В недельную «командировку» Андрея на службе отпустили без проблем: мол, поезжай, благое дело. Проезд в Северную столицу и гостиницу оплатил благотворительный фонд. И опять - анализы, осмотры, беседы с врачами. А в назначенный день Андрей пришел в НИИ на операцию. Она длилась больше часа: специальной иглой из костей таза у вологжанина взяли костно-мозговую взвесь для трансплантации больному (в общей сложности 1,2 литра материала). 
- Я очнулся в больничной палате, сонный после наркоза. «Пятая точка» слегка болела, как после тренировки со штангой, и это, пожалуй, все неприятные ощущения. В тот же день я уехал в гостиницу, а на следующий - домой, после перевязки. Через два дня боль стихла, ну а через две недели, если не бегать и не прыгать, на теле вовсе не останется никаких следов, - делится вологжанин.
На службе свой поступок Андрей особо не афишировал, а те, кто знал о поездке, сказали: «Круто!» - и пожали руку. 
- Молодец, горжусь тобой! - одобрила жена, а трое их детишек пока что слишком малы, чтобы оценить папино благородство. 
- Замечательный донор, - похвалили вологжанина питерские врачи. 

 

Дать шанс на спасение тяжелобольным людям в России могут все желающие в возрасте от 18 до 45 лет, если у них не было и нет серьезных заболеваний. Чтобы попасть в регистр доноров костного мозга, нужно сдать кровь на типирование в медучреждении, где есть такой вид деятельности, или включиться в донорскую акцию. Потенциальный донор кроветворных стволовых клеток через какое-то время может стать реальным, а может и никогда им не стать. Это зависит от того, подойдет ли его фенотип конкретному пациенту. 

Что же касается самого Андрея, то эта история его очень воодушевила.
- Это большая удача, что мой фенотип совпал с фенотипом ребенка и у него по­явился шанс на спасение. Для этого не жаль ни времени, ни сил. Я не знаю, мальчик это или девочка, малыш или подросток, не знаю его диагноза, но надеюсь, что все пройдет благополучно и этот человек будет жить долго и счастливо. Через два года (раньше нельзя) я постараюсь выйти на связь, найти своего «крестника» и навестить (даже если он живет на другом конце страны), чтобы поздравить с нашей общей победой, - делится спецназовец.
К слову, в Питере Андрей с удивлением узнал, что в объединенной российской базе доноров костного мозга числятся всего лишь 100 тысяч человек (для сравнения: в Германии - шесть миллионов). Вологжанин надеется, что эта цифра будет расти и все больше добрых людей захотят спасти жизнь тяжелобольным соотечественникам.
Многие путают костный мозг со спинным, думая, что его берут из позвоночника и что это очень больно. На самом же деле у донора берут кроветворные стволовые клетки, которые содержатся в костном мозге и в крови, и эта процедура относительно безболезненная, сообщает благотворительный фонд «Подари жизнь». 

Сложно представить себе более благородный и вызывающий уважение поступок, чем донорство. Донор осознанно и безвозмездно делится с незнакомым человеком своими здоровыми клетками, давая ему шанс на выздоровление.

Кирилл КИРГИЗОВ, 
врач-гематолог Федерального научно-клинического центра детской
 гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева (Москва)

Еще один миф - «сдавать костный мозг опасно», но и его врачи опровергают. Современные медицинские технологии делают эту процедуру безопасной для человека с хорошим здоровьем. Заблуждаются и те, кто говорит о тяжелом восстановлении после донорства костного мозга. На самом деле он восстанавливается за месяц.
Поиск и активацию доноров полностью оплачивает государство - это тоже, увы, заблуждение. Квот на активацию (подбор, обследование, препараты) неродственных доноров в России пока нет, Минздрав их выделяет только на трансплантацию и заготовку костного мозга. Именно поэтому к делу подключаются благотворительные фонды. Они финансируют активацию российского неродственного донора, его проезд в клинику и проживание. 

Доброе дело

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: