«Шеф, гони!» Кто выиграет от нового закона для такси?
В стране ужесточают правила работы такси. Теперь за руль не пустят «штрафников», «лишенцев» и граждан, судимых за тяжкие преступления. А агрегаторам введут ответственность за ДТП и запретят накручивать тарифы из-за повышенного спроса в праздники или плохую погоду. Чего ждут от этих новшеств власти и перевозчики, выясняли журналисты «КС».
Судимых не возьмут
Закон, который вступит в силу этой осенью, устанавливает новые требования к водителям такси. Отныне, кроме медицинской справки, прав категории «В» и трехлетнего стажа за рулем, им потребуется пройти аттестацию на географию города: знать, где размещаются госорганы, объекты культуры, медицины, спорта, достопримечательности и так далее. Кому отныне путь в таксисты закрыт, так это гражданам, осужденным в свое время по ряду уголовных статей: за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой. В этом же перечне - нарушители ПДД, не оплатившие три дорожных штрафа и более, а также «лишенцы», повторно попавшие под эту статью в течение года после возврата прав.
Водитель должен заключить официальный трудовой договор с перевозчиком, ИП или зарегистрироваться как самозанятый. В последнем случае гражданам легально разрешат возить пассажиров на своей машине, пользуясь режимом «Налог на профессиональный доход». По мнению законотворцев, это позволит сократить в стране «серый» рынок легкового такси, в котором, как сообщает rg.ru, занято около четверти водителей этой службы. Увы, но многие перевозчики в успех этих новшеств не верят.
- Для самозанятых правила слишком жесткие: им нужно будет проходить предсменные и послесменные медосмотры, предрейсовый контроль технического состояния авто, используемого в качестве легкового такси. Как это сделать, если повсеместно не хватает пунктов медосмотра водителей и техконтроля транспортных средств, тем более работающих в круглосуточном режиме? Никак! А главное, самозанятым придется оформить полис ОСАГО по тарифу для такси, что в 10 - 12 раз дороже обычной «автогражданки», - рассказал нашей газете пресс-секретарь сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. - Таким образом, расходы на обязательные требования сравнятся или даже превысят потенциальный доход в такси. В итоге при всем желании самозанятые не смогут получить разрешение на деятельность и работать без нарушений.
Масштаб проблемы в том, что рынок таксомоторных перевозок в регионах на 90%, а на сельских территориях - и на все 100% держится на самозанятых водителях с личным авто. Других перевозчиков нет и не будет по экономическим причинам. С новым законом регионы рискуют лишиться легального такси (и соответственно налогов): нигде в мире за исключением ряда стран бывшего СССР таких требований к водителям нет. Неправда, что без ежедневных осмотров таксисты в России повально будут пьяными, а их машины развалятся. Этого не случится. Напротив, такси сейчас гораздо доступнее и лучше, чем было в советское время.
С этим согласен и вологжанин Андрей: он таксовал 13 лет (с 2009 по 2022 год), пока не нашел более спокойную работу. По его словам, большинство водителей занимается извозом в свободное от основной работы время, и вряд ли они захотят легализоваться: это слишком хлопотно и дорого.
- Сейчас страховка для такси стоит около 80 тысяч рублей, к тому же страховые компании оформляют их весьма неохотно. Лично мне отказывали четыре раза, тут же выдавая лист бумаги: мол, жалуйся кому хочешь, все равно не поможет, - рассказывает он. - Уйдут из службы и судимые граждане, а почему?! Они свое отбыли, хотят работать, зачем их наказывать второй раз? В общем, если государство не поможет таксистам (скажем, не сделает льготную страховку водителям без ДТП), то либо услуги такси подорожают, либо водители разбегутся. Есть и третий вариант: частники на личных авто опять уйдут в тень.
- Если запретят судимым возить пассажиров, то пусть судимым запрещают и ездить в такси! - возмущается водитель Евгений, который подрабатывает у известного агрегатора вечерами и в выходные. - Нападений на таксистов гораздо больше, чем нападений таксистов на пассажиров.
Самые громкие дела о нападении на водителей такси были в регионе в 2021 году. В апреле на мужчину, который привез пассажира из Вологды в Ярославль, напал неадекват в состоянии наркотического опьянения, вооруженный канцелярским ножом, и нанес таксисту серьезные ранения в шею, грудь и руки, а также повредил его автомобиль. А в июле в Вологде на таксиста напало сразу несколько молодых людей, которые нанесли ему и трем подоспевшим к нему на помощь коллегам серьезные травмы.
Но и обратные случаи на Вологодчине есть. Вот несколько примеров прошедшего года. Под суд попал вологжанин, нелегально подрабатывавший извозом. Как-то вечером он вез мужчину, который обещал расплатиться наличными, а потом передумал, предложив перевести деньги на карту. Ссора закончилась тем, что водитель брызнул в лицо пассажиру из перцового баллончика. За это суд оштрафовал его на 8 000 рублей. Другой таксист заплатил клиентке 5 000 за побои. Во время поездки у них случился конфликт. Уходя, девушка сильно хлопнула дверью, за что водитель ударил ее по лицу, вырвал из рук телефон и бросил на асфальт. Еще один начал движение, когда женщина только садилась в машину: ее нога какое-то время волочилась по дороге, после чего потерпевшей пришлось лечиться. Нарушителю назначили сутки административного ареста.
Службы заказа доплатят
Нормы ужесточаются и для служб заказа такси - агрегаторов. Теперь их обяжут нести ответственность за перевозки, но не солидарную, а субсидиарную. Скажем, если авто попадет в ДТП, а страховки водителя не хватит, чтобы возместить ущерб, причиненный имуществу или здоровью пассажиров, то агрегаторы выплатят недостающую часть. Но это в идеале, а на практике, увы, тяжбы могут затянуться на годы: пострадавшим придется судиться и с перевозчиком, и со службой заказа, предрекают одни эксперты. А другие уверены: агрегатор, возместив ущерб, повесит этот долг на таксиста-виновника.
К слову
Как сообщили «КС» в областном управлении ГИБДД, в прошлом году на Вологодчине зарегистрировано 10 аварий с участием машин такси. В двух из них травмировались двое граждан. В 2021-м таких ДТП было больше - 17, при этом в 13 пострадало по человеку.
По новым правилам агрегаторы будут нести ответственность за передачу заказов «левым» водителям (у которых нет разрешения на перевозку пассажиров), а при массовых нарушениях службы заказа могут даже закрыть. Помимо этого, в перспективе закон обяжет их основать местные офисы (представительства) в тех регионах, где ежесуточно компания выводит на линию свыше 4 000 машин. В «Яндекс. Такси» эту идею уже назвали избыточной: «Она потребует расходов, которые еще предстоит оценить», цитирует gazeta.ru.
Между тем, нашему журналисту в этой компании дали на этот счет весьма обтекаемый ответ:
- Отрасль давно нуждалась в обновленном регулировании. Среди важных нововведений - возможность самозанятым работать в такси напрямую, уточненные требования к водителям такси, создание региональных реестров. Также впервые появляется финансовая ответственность агрегаторов в случае ДТП. При этом «Яндекс. Такси» уже с 2018 года добровольно страхует все поездки в сервисе на сумму до двух миллионов рублей, - сообщил в ответ на запрос «Красного Севера» представитель «Яндекс. Такси».
Тем временем в «Максим» уже подсчитали: для открытия филиала в каждом регионе (аренда офиса, оборудование, зарплата сотрудников) агрегатор будет вынужден тратить примерно полмиллиарда рублей ежегодно.
- Это те средства, которые мы не сможем вкладывать в программные разработки, технологии, оборудование, обучение, что очень замедлит развитие: российские компании станут менее конкурентоспособными, - резюмирует Павел Стенников. - В целом изменения в законе вкупе с экономической обстановкой и ситуацией на отечественном авторынке определенно приведут к росту цен и кратно увеличат теневой рынок такси. Потребность одних людей ездить и желание других их возить никуда не исчезнет. Но проблем у них будет больше, как и тяжких последствий.
Кстати, у сервиса «Максим» с 2017 года действует программа материальной защиты пассажиров и водителей «Максим-Гарантия» в случае причинения вреда жизни и здоровью в дорожно-транспортных и других происшествиях во время выполнения заказов, в том числе по вине третьих лиц. Сумма помощи составляет до двух миллионов рублей на каждого пострадавшего.
Счетчики вернутся?
Таксомоторы должны быть заметны издалека, считают разработчики закона. Для этого на каждой машине надлежит разместить «шашечки», на крыше - оранжевый фонарь, а в салоне - информацию (сведения о компании и водителе, срок действия разрешения на перевозку, контактный номер для жалоб и так далее). При этом перевозчик обязан как минимум полгода хранить данные о времени вызова, продолжительности рейса, начальном и конечном пунктах маршрута, а также телефон, с которого вызывали авто, пишет life.ru.
То, что затрагивает пассажиров прежде всего, - тарификация перевозок. Предполагается, что принцип расчета за услуги такси тоже будет в стране единым. Каждая поездка пассажира будет считаться публичным договором фрахтования. Плату по этому договору может начислять служба заказа или компания-перевозчик, в том числе получившая заказ от агрегатора. Как вариант можно установить в авто счетчик, который нащелкает стоимость пути. При этом все тарифы должны быть известны клиенту заранее, особенно если они меняются в зависимости от времени суток, дней недели, класса автомобиля. Непогода и повышенный спрос в этот перечень не входят, а значит, компании не смогут задирать цены, скажем, 8 марта или в новогоднюю ночь (на это люди часто жалуются). В противном случае ими заинтересуется антимонопольная служба.
Водитель крупного агрегатора отказался везти меня вечером с Ветошкина до Можайского за 109 рублей. Я написала жалобу в техподдержку, мне прислали другую машину, заказ вышел на 11 рублей дороже. Это ерунда, конечно, но почему за недовольство водителей политикой агрегатора должен страдать пассажир? Мне, например, в голову не придет вымещать злобу на таксисте за то, что перед Новым годом меня с Герцена на Авксентьевского везли два квартала
за 250 рублей, хотя обычная цена - порядка 100 рублей.
Правда, новый закон еще рамочный, подзаконные акты не приняты, поэтому часть норм может заработать на практике позже сентября 2023 года. А в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) будут установлены свои, особые правила.
Для четкой работы закона в стране планируется создать единую федеральную базу данных. Для этого власти на местах будут формировать три реестра. Это региональный реестр перевозчиков (перечень всех организаций, ИП, самозанятых), реестр служб заказа такси (организаций-посредников, передающих вызовы водителям или организациям-перевозчикам), а также реестр легковых такси (сведения о транспорте, который можно использовать для платного извоза). Сейчас на Вологодчине список перевозчиков насчитывает 88 индивидуальных предпринимателей и 19 юридических лиц. За 11 лет в регионе было выдано 6 170 разрешений на перевозку пассажиров в такси, сейчас действует лишь 608 (у остальных срок истек либо таксисты прекратили свою деятельность). К примеру, в прошлом году областной департамент дорожного хозяйства и транспорта выдал лишь 46 разрешений, тогда как в прежние годы их количество достигало и тысячи. Можно предположить, что это связано прежде всего с мораторием на проверки бизнеса.
Комментарии (0)