Рост цен на бензин сдерживает избыток предложения

statics/images/arcticles/092022/21092022x61fc993e.jpg
Эксперты спорят, приведет ли сокращение господдержки нефтяников к повышению стоимости бензина.
Фото Игоря Аксеновского

Буквально за последний месяц с небольшим в Вологодской области, как и в других российских регионах, ускорился рост цен на топливо, которые долгое время оставались достаточно стабильными. При этом отраслевые порталы фиксируют любопытный факт: цены на АИ-92 и АИ-95 в Вологодской области перестают, как считалось ранее, быть одними из самых высоких на фоне соседних регионов. 

Топливный профицит

Цены на АЗС радовали автовладельцев начиная с марта. Они если и не снижались, то, по крайней мере, не росли такими же темпами, как в прошлые годы. Дело в том, что из-за санкций у российских нефтяников возникли проблемы с экспортом их продукции. В результате на внутреннем рынке предложение по продаже топлива превысило спрос. Плюс к этому - действие демпфирующего механизма (демпфера), благодаря которому за восемь месяцев этого года нефтяные компании получили из бюджета поддержку в размере порядка 1,7 триллиона рублей.

Однако в последние несколько недель эксперты отмечают рост стоимости бензина и дизтоплива сразу в нескольких российских регионах. Ценники на заправках выросли от 50 копеек до двух рублей за литр.  

- Еще в конце июля я заливал 95-й бензин на АЗС «ЛУКойл» на выезде из Вологды по 50 рублей 56 копеек за литр. Сегодня он стоит уже 52 рубля 41 копейку. Внимательно слежу и за ценой на АИ-92. А вот он с середины лета на той же заправке подорожал копеек на 20 и стоит сейчас в районе 48 рублей 90 копеек. Цены, конечно, не растут такими темпами, как прежде, но все равно, когда заправляю полный бак, для меня это ощутимо, - рассказывает автолюбитель Дмитрий. 

То, что цены на топливо на вологодских заправках уже не растут такими же темпами, как раньше, отмечают и в антимонопольном ведомстве. Для сравнения: в прошлом году, согласно официальным данным, цена на автомобильный бензин АИ-92 выросла примерно на 7,9%, АИ-95 - на 8,1%, на дизельное топливо - на 12,9%. В нынешнем, хотя позади осталась уже большая часть года, картина совершенно иная. 

- С начала года цена на автомобильный бензин АИ-92 выросла на 0,62%, АИ-95 подорожал на 0,96%, дизельное топливо - на 1,39%. Основными факторами, отражающимися на динамике розничных цен на моторные топлива, являются налоговая нагрузка, стоимость их закупки в оптовом сегменте и расходы, связанные с доставкой. В 2022-м по результатам рассмотрения обращений нарушений антимонопольного законодательства не установлено, - пояснили «Красному Северу» в Вологодском УФАС России. 

На общем фоне

В свою очередь, по данным сайта benzin-price.ru, если в начале года средние цены на АЗС области на АИ-92 составляли 47,35 рубля, АИ-95 - 50,45, дизтоплива - 54,65 рубля, то в середине сентября они поднялись до 47,99, 51,09 и 56,12 рубля за литр соответственно. 

Более того, на тепловой карте цен на бензин, размещенной на специализированном портале fuelprice.ru, Вологодская область окрашена в желтый цвет. Так отмечены регионы (их, к слову, на карте большинство), где средние цены на топливо приближаются к отметке 50 рублей за литр. В «красной зоне» оказался практически весь Дальний Восток, где стоимость бензина уже вплотную приближается к 60 рублям. 

 

При действующих нефтяных котировках и низком курсе доллара производители получат из бюджета порядка 3 570 рублей за каждую тонну бензина, поставленного на внутренний рынок. 

Это в три с половиной раза меньше, чем по ранее действовавшей формуле, поэтому у нефтяников может возникнуть соблазн компенсировать выпадающие доходы за счет розничных покупателей. 

Интересно и то, что портал ломает представление о Вологодской области как о регионе, где топливо считается одним из самых дорогих в округе. По данным на начало сентября, средние цены на вологодских АЗС остаются стабильными: на 92-й бензин - 47,6 рубля, на 95-й - 51,91 рубля за литр. 

При этом в соседней Архангельской области АИ-92 стоит 47,9 рубля, АИ-95 - 52,1, в Карелии - 48,19 и 51,55 рубля, в Санкт- Петербурге - 47,97 и 52,35 соответственно. 

А вот по стоимости дизельного топлива (56,79 рубля за литр) наш регион по-прежнему опережает многих своих соседей. Это фактически на два рубля выше, чем в Ленинградской и Новгородской областях, и на три рубля - по сравнению с ценами в Ярославле. 

- В Вологодской области нет своих неф­теперерабатывающих заводов, а в соседних областях есть, например, в городе Кириши Ленинградской области, в Ярославле, в городе Ухта Республики Коми. Поэтому, возможно, там стоимость дизельного топлива из-за разницы в издержках на его доставку на АЗС несколько ниже, чем у нас в Вологодской области, - считает заведующий кафедрой теплоэнергетики и теплотехники Череповецкого госуниверситета Сергей Лукин. - Также полагаю, что важным фактором, определяющим стоимость бензина и дизельного топлива, является платежеспособность населения. Если повышать цены на бензин в стране, то нужно одновременно повышать средние зарплаты.

Факторы риска

Впрочем, эксперты считают, что умеренный рост стоимости топлива на заправках в ближайшее время продолжится. Одна из причин - стабилизация экспорта, и прежде всего - на новых для российских нефтяников рынках сбыта в Китае и Индии. 

«Объемы продаж нефти РФ за границу уже восстановились до уровня прошлого года, и профицит бензина на рынке России постепенно сокращается, потому можно ожидать дальнейшего роста цены топлива», - цитируют «Известия» директора департамента рынка капиталов инвестиционной группы «ИВА Партнерс» Артема Тузова.

Второй фактор - изменение в формуле демпфирующего механизма, которое начало действовать с сентября этого года. Демпфер, напомним, компенсирует нефтяникам из бюджета часть возможной прибыли от экспорта, когда они поставляют бензин и дизель на внутренний рынок. Поэтому с весны этого года, когда возникли проблемы с экспортом российской нефти и нефтепродуктов, этот механизм сделал выгодными отгрузки на внутренний рынок. В свою очередь, нефтяные компании компенсируют половину расходов государства по демпферу за счет роста отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). 

С сентября в формуле демпфера начали учитываться скидки на российскую нефть, которые с марта по август колебались от 20 до 30%. В результате сократится поддержка нефтяников из бюджета. 

При этом прогнозы участников топливного рынка разошлись. Одни считают, что бензин продолжит дорожать в рамках ожидаемого уровня инфляции (14%) и к концу года может стоить уже 55 - 57 рублей за литр. Другие эксперты уверены, что предпосылок для столь серьезного роста цен нет. Кроме того, в феврале 2023 года заработает эмбарго Евросоюза на морские поставки нефтепродуктов из нашей страны, что приведет к увеличению предложения топлива внутри России и будет сдерживать цены, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Цены Топливо Бензин

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: