Почему жительница Осанова не хочет переезжать из ветхого дома
Осаново - наглядный пример жилищных контрастов, где рядом с современными многоэтажками ютятся деревянные лачуги, давно подлежащие сносу. В одном из таких домов и проживает Надежда Микушина, обратившаяся к нам в редакцию в надежде найти помощь.
Потолок ледяной, дверь скрипучая
Убогое жилище 76-летней женщины повергло нас в шок. Покосившиеся двери, стены из гнилых досок, подпорки, чтобы не упал потолок, дырявая крыша, отсутствие водоотведения, пол, под которым стоит вода, и просто дикий холод.
- Это сейчас еще на улице почти плюсовая температура, а представляете, что будет в морозы? - смахивая слезу, жалуется хозяйка. - Зимой приходится отодвигать от окна кровать, но это мало помогает, поскольку стены стынут так, будто в ледяной избушке живу. Холодом несет буквально из всех щелей.
А около пола температура никогда не поднимается выше трех градусов, поэтому я постоянно вынуждена ходить в валенках, а сплю зачастую в одежде.
С восьми утра Надежда Микушина топит печку. На обогрев ежегодно уходит по три машины дров.
- Неужели я, у которой 60 лет трудового стажа, не заслужила нормальной благоустроенной квартиры, что сейчас является для россиян нормой, а не какой-то роскошью?
Надежда родилась в деревне Чарозеро Кирилловского округа в семье, где было 12 детей, и трудиться привыкла с малолетства. В 14 лет она уже работала на местном маслозаводе, а потом уехала к брату, который жил в Братске. Отработала там на стройке два десятка лет, таская на себе 50-килограммовые мешки с цементом. От таких физических нагрузок, как она считает, у нее уже в 30 лет начались проблемы с ногами.
На малой родине жила престарелая мать, и, когда сын ушел в армию, а дочь вышла замуж, Надежда решила вернуться домой. По действующим в то время законам как переселенцу в сельскую местность Нечерноземья ей дали жилье и корову. Стала она работать в местном колхозе. Сошлась с бывшим одноклассником Василием, который оказался отличным хозяином, построил теплицу, парники, рядом в лесу всегда были грибы да ягоды - жизнь стала налаживаться. Но тут грянула перестройка, и Надежда осталась без работы. Маслозавод закрылся, молоко от своих коров сдавать стало некуда, мясо тоже было не продать. Машины, чтобы довезти продукцию до Кириллова, в семье не было.
Василий отправился Вологду в поисках работы, зная о том, что в пригородном подсобном хозяйстве «Осаново» работает агрономом его землячка. В то время в одноименном селе жизнь била ключом, здесь выращивали капусту, огурцы, помидоры, несколько сортов ягод... Вслед за сожителем перебралась в областную столицу и Надежда.
Супругов трудоустроили и в 1996 дали квартиру в старом, построенном сразу после войны, доме. Они самостоятельно ее отремонтировали и как могли постоянно поддерживали порядок до тех пор, пока семь лет назад Василий не умер.
- Я бы, конечно, могла уехать к сыну, который зовет к себе в Подмосковье, - рассказывает Надежда Петровна, - но он 15 лет прожил с женой, инвалидом первой группы, больной рассеянным склерозом, и зачем я там нужна, еще одна инвалидка? А у дочери, считай, такие же жилищные условия, как и у меня. Кроме того, я была опекуном у одной девочки - соседки, круглой сироты, пока она не стала совершеннолетней, теперь у нее ребенок, и я никак не могла их бросить. Квартиру женщина хочет получить, чтобы жить в ней со своим внуком. Говорит, что парень растет очень хозяйственным и готов помогать бабушке.
Расселение не выход?
Судя по документам, которые Надежда Петровна хранит как зеницу ока, ее жилье признано непригодным для проживания уже много лет назад, в конце 2008 года. В 2017 году, как гласит уведомление, пенсионерку поставили на очередь на получение квартиры.
В администрации областной столицы «Красному Северу» рассказали, что жилой дом, в котором проживает Надежда Микушина, ранее находился на региональном балансе и был принят в муниципальную собственность только в 2018 году. На момент передачи конструктивные элементы дома уже находились в неудовлетворительном состоянии. В феврале 2020 года он был признан аварийным и подлежащим сносу. В пятилетнюю программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019 - 2025 годы, которая на данный момент досрочно завершена, дом не вошел. В нее могли попасть только здания, признанные аварийными до 1 января 2017 года.
Как следует из ответа администрации, Надежда Микушина принята на учет в качестве нуждающейся в жилье и включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания с 16 января 2017 года. Номера очередности на 1 ноября 2024 года - 2 468 и 57 соответственно.
На период до расселения дома Надежде Петровне предложили обратиться в Жилищное управление городского департамента по вопросу обеспечения жильем маневренного фонда. Но вологжанка в администрацию так и не обращалась.
Сотрудники управления трижды выезжали к Надежде Микушиной, доводили до нее информацию о том, как движется очередь и каковы перспективы включения дома в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Также ей было вручено письмо с конкретными адресами благоустроенных комнат из маневренного фонда в разных микрорайонах города, включая улицы Воркутинскую, Чернышевского, Чехова, Болонина.
Как следует из ответа, в качестве еще одного варианта женщине было предложено на тех же условиях занять отремонтированную благоустроенную двухкомнатную квартиру в доме № 16 на улице Планерная вместе с дочерью и внуком. Правда, сама Надежда Петровна отрицает, что к ней поступало подобное предложение.
- Мне только и делают, что предлагают маневренное жилье, но я же прекрасно понимаю: если переберусь туда со всем своим скарбом, то в нем и останусь до конца дней, так и не получив собственного, - говорит пенсионерка. - Тем более варианты предлагают такие, что для меня, инвалида с больными ногами и клюкой, они совершенно неприемлемы. Это малюсенькие комнаты в общежитиях с общими кухнями и туалетами в конце коридора, часто на верхних этажах и без горячей воды.
Она объясняет: ей вменяют в вину, что она никак не реагировала на поступившие официальные письма с возможными вариантами временного расселения. Но там в последних абзацах написано: «Отсутствие ответа от граждан в течение трехдневного срока приравнивается к отказу от предлагаемого жилья маневренного фонда».
- Зачем мне лишний раз ломать и без того больные ноги? Я категорически не готова и впредь буду отказываться переезжать в жилое помещение маневренного фонда, чтобы быстрее получить отдельную однокомнатную квартиру, которая по закону станет моей собственностью, - говорит пенсионерка решительно.
Комментарии (0)