Незрячего массажиста полюбила вся Ломоватка

statics/images/arcticles/102020/21102020xe2412671.jpg
Андрей Попов из поселка Ломоватка ждет на массаж очередного пациента.
Фото автора
statics/images/arcticles/102020/21102020xf9dc7b5c.jpg
Таким Андрюша был в детстве.
statics/images/arcticles/102020/21102020x4eb09875.jpg
Римма Савватиевна и Василий Аркадьевич для сына больше, чем родители.
Андрей Попов из Великоустюгского района умеет все: побеждает на лыжных гонках, разбирается в компьютерах, сочиняет стихи, играет на трубе. После учебы в медколледже он вернулся в родную Ломоватку и стал массажистом в местной больнице. 

Поражение - лучшая победа?

В школу Андрюша пошел с 11 лет, поскольку с обычными детьми незрячему ребенку учиться было невозможно, а про специнтернаты родители, живя в удаленном лесном поселке, мало что знали. Мама, повар по профессии, пыталась научить сына чему-то самостоятельно. Не по какой-то специальной программе, а как могла. Сначала представляла себе, будто сама незрячая.
- Никогда не забуду, как учила Андрюшу писать единицу, - вспоминает Римма Савватиевна. - Додумалась складывать спички. Затем перешли к письму. Снизу вверх палочка пошла... Стоп! Теперь сверху вниз палочку опускай. Конечно, непросто это все давалось, и плакали мы, и ручки швыряли. Но я внушила сыну, что без этого в жизни не обойтись. Начали заучивать четверостишия. И однажды выучили сразу три страницы стихов Сутеева про собак, которых очень любим, что было достижением для сына. А на тот момент в клубе было какое-то детское мероприятие. Андрей вышел и рассказал стих без запинки так, что все рты открыли. Важно, что сын не застеснялся. Мы с мужем с детства внушали ребенку - он такой же человек, как все. Да, у него есть свои особенности, но это не повод забиваться в угол.
Потом семья узнала, что в Грязовце есть школа-интернат для незрячих и слабовидящих детишек. Андрея направили туда. Расставались, конечно, со слезами.
С родителями и самим Андреем Васильевичем, как называют его на работе, мы встретились в местной амбулатории, когда у него появилось «окно» между приемами пациентов. И если бы не знали, что этот молодой человек незрячий, ни за что бы сразу не догадались ни по внешним признакам, ни по тому, как он с нами общался. Через полчаса мы были почти друзьями. От Андрея исходили сама искренность и надежность.
Рассказ о себе Андрей начал со школы-интерната, в которой проучился 12 лет:
- Слово «интернат» я избегаю, поскольку для меня это больше школа, школа жизни во всех смыслах, причем одна из лучших в стране. У нас были прекрасные педагоги, среди которых - Светлана Алексеевна Шевченко и Вера Ивановна Капустина, у которой я занимался в поэтическом клубе «Лира» и благодаря которой понял, что слово - очень сильное оружие. Оно может не только ранить, но и заставить идти вперед. Меня убивали словом много раз, и это на самом деле неплохо: не зная поражения, нельзя оценить победу. Поражение - лучшая победа! У нас были великолепные воспитатели. Это Татьяна Константиновна Турок, Людмила Анатольевна Серова, Галина Николаевна Федотова и другие. Они постоянно развивали моторику рук, что нашему брату просто необходимо, проводили, казалось бы, самые рисковые для незрячих мероприятия: учили шить, вязать. Не в совершенстве, но этими навыками я владею. По крайней мере, пуговицу себе пришью. Научили нас также жарить, парить, стирать. 
Мальчик занимался трубой под руководством известного педагога Василия Петровича Смирнова, у которого на концерте надо было сыграть «не только пристойно, но и достойно». Активно играл в голбол - спортивную игру для незрячих. С пятого класса серьезно увлекся лыжными гонками, где тренером для него стала Александра Всеволодовна Ермакова. С тех пор дома стал бывать реже, поскольку даже во время каникул зачастую вызывали на сборы. Он принимал участие в Спартакиаде молодых инвалидов в Ижевске, где взял «серебро», имеет золотые медали областного уровня. В 2014 году был одним из факелоносцев в эстафете паралимпийского огня в Череповце.
Особая благодарность у Андрея - к родителям:
- По прошествии стольких лет моего отсутствия дома отношения с отцом у нас более чем родительские, по общению он больше смахивает на друга. А мама - тем более.

Нашел свое призвание

Свою будущую профессию Андрей принял не сразу. В Ульяновский фармацевтический колледж поступил по совету близких. Первый год учебы проходил сложно во всех смыслах, хотя он и получал хорошие оценки.
- Были не только поступки, но и проступки, - не скрывает Андрей.
Но после первого курса он приехал домой, сделал массаж знакомому - чему успел научиться, и вдруг понял, что это его профессия. На второй год стал учиться уже по-другому, взяв реванш и за первый курс.
Кстати говоря, все три года Андрей ездил в Ульяновск один. Медколледж закончил с красным дипломом и попросился в родную Ломоватку. 
- Хочу высказать благодарность моему коллективу: Ольге Владиславовне Медведевой, Серафиме Павловне Новиковой, Валентине Николаевне Наумовой - всем, - говорит он. - В поселке никогда не было массажиста, но они сумели дать мне возможность стать профессионалом. 

Комментарий

Ольга МЕДВЕДЕВА, 
заведующая Ломоватским отделением Великоустюгской ЦРБ:

- Андрей Попов сразу же зарекомендовал себя гиперответственным человеком. Еще на практике мы доверили ему пациентов, и он смело взялся за дело. Когда попросился к нам на работу, мы, естественно, с радостью взяли. Я ездила выбивать ему место в Великоустюгскую ЦРБ, и главврач пошел нам навстречу. Массажист наш очень компанейский, в коллективе со всеми нашел общий язык. С ним можно поговорить обо всем. Приколотить что-то, приделать - тоже к нему. Никуда его не отдадим!

Андрей помогает в Ломоватке маленьким детям, так как в медколледже изучал еще педиатрию.
Молодой массажист не исключает, что со временем переберется жить в другое место. Но так как он был долго вдалеке от родного дома, то пока уезжать никуда не планирует.
- Когда я успешно выступил на «Лыжне России» в 2018 году, председатель Всероссийского общества слепых в Ульяновске предложил мне остаться в этом городе, но я отказался, - рассказывает наш герой. - Сейчас в городах все адаптировано под инвалидов. А в поселке-то слабо? Решил попробовать и пока ни о чем не жалею. Деревенское житье и жилье не напугали, поскольку родители научили меня и печки топить, и воду носить. Подтянуть, прикрепить, отколотить - тоже могу. У меня есть свой дом. Когда у родителей живу, когда там. Могу уже пешком по улицам ходить без трости. 
Андрей поясняет, что раньше вообще ничего не видел, но со временем у него появилось светоощущение. Если идешь и свет поднимается потихонечку - значит, стоит столб с фонарем. Вот и неподалеку от Ломоватской больницы есть фонарь, и, когда Андрей начинает его видеть, значит, через несколько шагов будет поворот и до работы остается пройти совсем немного. Если свет приближается по мере ходьбы, а когда останавливаешься, он находится на том же уровне, значит, впереди - какое-то здание, от которого идет определенное эхо. Если свет мигает или постоянно движется независимо от того, идем мы или стоим, - впереди, скорее всего, дорога. Да и люди всегда подскажут, куда идти. Главное, самому «не молчать и не стыдиться, а всегда быть онлайн».
Мы были удивлены, что с компьютером Андрей тоже на «ты». Именно на нем он ведет журнал учета приема своих пациентов.
- Ноутбук у меня самый обычный, но становится доступным, стоит лишь запустить в определенном порядке ряд клавиш, - показывает он. - Через динамики слышу, что происходит на мониторе, и работаю на клавиатуре. Хорошо помогает речевая озвучка. Компьютер доступен всем! У меня и в школе, и в колледже неплохо преподавались основы информатики, где нас знакомили с технологиями для незрячих.
 
Командировка по письму Великоустюгский район Ломоватка

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: