Недоступная делянка
Лесозаготовители столкнулись с проблемами при строительстве лесных дорог, что может негативно отразиться на деятельности отрасли
На минувшей неделе в Москве состоялось расширенное заседание Совета Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России с участием министра промышленности и торговли Антона Алиханова. Одной из главных тем обсуждения стал вопрос ограничений на использование общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) - песка, песчано-гравийных смесей - при строительстве лесных дорог. Компании отрасли обеспокоены тем, что необходимость получения лицензии на использование этих материалов значительно удорожает и усложняет строительство, делая заготовку древесины экономически нецелесообразной.
Гравий преткновения
В последние годы лесная отрасль вынуждена преодолевать одно испытание за другим: санкции, закрытие традиционных европейских рынков, куда российские предприятия десятилетиями продавали свою продукцию, необходимость переориентировать поставки на восток и связанные с этим серьезные транспортные издержки, проблемы утилизации низкосортной древесины и отходов производства, которые раньше перерабатывались в такой экспортный товар, как биотопливо и многие другие. Сегодня к ним добавилась еще одна сложность, связанная с лесными дорогами. А их и так не хватает. По данным Рослесхоза, дефицит лесных автодорог в нашей стране составляет пять тысяч километров в год. Между тем, как отмечают эксперты, лесные дороги играют ключевую роль в развитии отрасли. Поскольку без них невозможно осваивать новые лесные участки и заготавливать сырье. Отсутствие необходимой инфраструктуры делает лесозаготовку неэффективной и значительно ограничивает деятельность предприятий.
По действующему законодательству «О недрах», лесозаготовители могут использовать тот же песок или песчано-гравийные смеси, добытые в границах арендованного ими участка, для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако неточности в законодательстве не дают однозначного вывода, относится ли к собственным нуждам лесозаготовителей использование ими этих материалов для строительства лесных дорог. Это в свою очередь приводит к судебным спорам, которые зачастую решаются не в пользу предприятий отрасли. Более того, принятое Верховным судом определение обязывает заготовителей получать лицензии на добычу полезных ископаемых, что, как отмечают лесопромышленники, чревато для них ворохом проблем - и с точки зрения бюрократических проволочек, и с ростом издержек.
- С учетом всех процедурных мероприятий время от момента, когда арендатор примет решение о необходимости получения лицензии, до фактической добычи ископаемых составляет в среднем полтора года. В первую очередь это связано с обязательными согласованиями документов с федеральными структурами, изыскательскими работами, составлением документации и прохождениями соответствующих экспертиз, заключением договоров аренды лесных участков для разработки полезных ископаемых, разработкой проекта освоения лесов и так далее. Невозможность добычи общераспространенных полезных ископаемых в рамках арендуемых территорий без лицензий неизбежно приведет к серьезным проблемам в ЛПК, в том числе к остановке лесозаготовительных предприятий и, как следствие, к остановке лесоперерабатывающих заводов России, банкротству и росту безработицы, - констатирует исполнительный директор Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области Роман Марков.
В отраслевом объединении отмечают, что трудности с доступом к общедоступным полезным ископаемым уже отразились и на Вологодской области. В 2024 году на территории лесного фонда региона планировалось строительство в более 700 километров круглогодичных лесных дорог, из которых построено менее половины.
Конечно, для лесозаготовителей существует и второй вариант - покупать необходимые для строительства лесных дорог материалы в специальных лицензированных карьерах. Но, как показала практика, это тоже не выход. В региональном Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров подсчитали, что в среднем расстояние до песка и смесей, добываемых на арендованном участке, составляет 17 километров, а лицензированные карьеры могут находиться на удалении в 150 - 200 километров и более, что значительно удорожает издержки предприятий отрасли.
- В 2024 году планировалось строительство лесовозной дороги круглогодичного действия в Великоустюгском лесничестве протяженностью 700 метров. Требуемый объем строительного материала - 2,4 тысячи кубометров. С учетом запланированного плеча подвозки строительного материала с участка для собственных нужд расстояние перевозки - 29 километров. На строительство лесовозной дороги планировалось затратить 900 тысяч рублей. С учетом изменения требований стоимость затрат на строительство дороги увеличилась более чем в четыре раза - до 3,8 миллиона рублей, поскольку ближайший лицензионный карьер, с которого можно приобрести материал, находится на расстоянии 150 километров. С учетом затрат на приобретение и доставку инертного материала строительство лесовозной дороги стало экономически не рентабельно, - отметили в Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров области.
Внести поправки
По данным портала «Лесной комплекс», ранее представители лесного комплекса из Северо-Западного федерального округа (Вологодской, Архангельской областей, Республики Карелия) уже обратились в Минприроды РФ с просьбой позволить бизнесу свободную добычу материалов рядом с дорогами.
В частности, генеральный директор ГК «УЛК» Владимир Буторин считает, что доступ к песку и ПГС на арендуемых участках способствовал экономически оправданной прокладке лесных дорог и исследованию труднодоступных лесных массивов. При этом построенные дороги остаются в государственной собственности.
Эта же проблематика обсуждалась на днях и с главой Минпромторга Антоном Алихановым. Представители ЛПК предлагают внести поправки в Лесной кодекс и закон «О недрах», которые могут упростить процесс добычи дорожных материалов для лесозаготовительных компаний.
- Решением могло бы стать внесение в законодательство изменений, которые отнесут производственные и технологические нужды индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих песок и гравий для строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности, к их собственным нуждам. Это позволило бы бизнесу не оформлять в таких случаях лицензии, то есть избежать длительной по времени процедуры. Мы понимаем осторожность регуляторов в связи с возможным злоупотреблением со стороны недобросовестных участников рынка песчано-гравийных смесей. Контроль за соблюдением требований законодательства должен быть эффективным, но не обременительным для честных лесопользователей, - отмечает президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольга Калюжная.
Комментарии
Роман Марков, исполнительный директор Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области:
- Лесные дороги - это ведь не только вывозка древесины, но и в первую очередь - обеспечение лесовосстановления, проезда пожарной техники в случае возникновения лесного пожара, а также доставки людей и грузов на удаленные территории. Лесными дорогами активно пользуется население для доступа в лес, а также за их счет обеспечивается проезд к удаленным лесным поселкам. Для стабилизации работы предприятий не только лесозаготовительных, но и деревообрабатывающих как потребителей заготовленной древесины, необходимо разрешить не обремененное излишней бюрократией использование ПГС на арендованных лесных участках. Необходимо всего лишь внести уточняющие изменения в части 2 и 3 статьи 19 «Закона о недрах», добавив в их текстовую часть слово «лесные дороги». И все вздохнут с облегчением.
Илья Степин, генеральный директор ЛХК «Череповецлес»:
- Безусловно, эти изменения существенно усложнят ремонт и строительство дорог. Мы не ожидаем существенного снижения рентабельности или объемов заготовки древесины. Негативный эффект будет в другом: получение лицензий на добычу полезных ископаемых, а именно песчано-гравийной смеси и песка, а также кратно возросшие расстояния для доставки повлияют на качество, стоимость строительства и содержания дорог. Вызывают вопросы и процессы получения разрешительных документов. Теперь необходимо будет получать не только лицензию на добычу полезных ископаемых, но и на геологическое изучение. Временные затраты на весь процесс - три года! Причем в финале проходит аукцион, победителем которого может стать другая компания, которая может даже не вести работу в районе нахождения этих карьеров. Затраты, которые мы понесли за эти три года, нам никто не компенсирует.
Комментарии (0)