Наша газета «завлекла» художницу на Вологодчину

statics/upload/iblock/a5e/DSCN9387.jpg
Тамара Нуйя в своей грязовецкой мастерской.
Фото автора
Так получилось, что для единственного в Грязовецком районе члена Союза художников России Тамары Нуйя, чьи работы представлены в коллекциях Вологодской областной картинной галереи, а также в частных собраниях Франции, Финляндии, Латвии и России, наша газета стала не только верным другом. Именно «Красный Север» в свое время предопределил жизненный путь этого самобытного и очень талантливого человека.
- Я родилась в городе Мончегорске Мурманской области, сколько себя помню, всегда любила рисовать, - вспоминает Тамара Тойвовна. - После восьмого класса поступила в Ярославское художественное училище. В городе на Волге жила в общежитии, где было много вологодских ребят. Хорошо помню Юру Соломкина, Сашу Тулякова, Люду Армееву. Она сейчас, кстати, в подмосковном Загорске иконописью занимается. А когда-то мы с ней в одной комнате общежития жили. 
Вологжане часто ездили домой и вместе с продуктами привозили газеты, в том числе и «Красный Север». И вот как-то попалась на глаза мне эта газета, а там статья про зимний Грязовец лирическая - про снега, кедры и людей душевных. Я даже все это в образах представила. А через несколько месяцев у нас в училище распределение было. Мне на выбор три места предложили - Кадуй, Данилов и… Грязовец. Подумала я немного, ту лирическую «красносеверскую» статью вспомнила и поехала на Вологодчину.
Хоть Грязовец и меньше Данилова, о сделанном выборе Тамара Нуйя никогда не жалела. Сначала работала преподавателем в грязовецкой школе искусств, затем в местном доме пионеров вела кружок лепки. Какое-то время трудилась учителем изо в школе-интернате, а потом опять вернулась в школу искусств. Одновременно продолжала профессионально заниматься живописью, неоднократно представляла свои работы на персональных выставках в Вологде, Череповце, Санкт-Петербурге, Архангельске и Финляндии. 
- В основе картин Тамары Нуйя лежит жесткий остов, костяк композиции, энергично прочерченный темной линией, что напоминает витражи, а внутреннее пространство заполняется светящимся, как в витраже, чистым цветом, - отмечает заместитель директора Вологодской областной картинной галереи по научной работе Ирина Балашова. - При этом искрящийся цвет в ее картинах, похожий и на северное сияние, и на переливы драгоценных камней, - это сама жизнь, которую она вопреки всем трудностям безмерно любит.
Рецензии на работы Тамары Тойвовны - обычно яркие, динамичные и нестандартные, не раз появлялись и на страницах «Красного Севера». Например, в номере за 6 марта 2008 года творчеству художницы посвящена целая цветная полоса с заголовком «Тамара Нуйя. Необычный взгляд на природу». Автор Мария Грибанова пишет:
«Главное для Тамары Нуйя - иметь возможность свободно реализовывать свои замыслы. И в этом процессе художник ставит перед собой очень высокую профессиональную планку. Ее вдохновляет творчество таких совершенно разных живописцев, как Поль Сезанн, Анри Руссо, Василий Кандинский, Павел Филонов. Главный принцип работы художницы над картиной - постижение и усиление напряжения, противостояние фрагментов реальности путем сгущения, стилизации формы. Оригинальны ее натюрморты, в которых предметный мир предстает в своей самодостаточности. В таких работах неоднократно отмечался особый социальный подтекст, когда вещь перестает быть просто вещью, а олицетворяет собой проявление сложной человеческой натуры».
- Я очень благодарна «Красному Северу» за все, что он сделал в моей жизни, - говорит сама Тамара Тойвовна. - Недавно узнала, что в этом году старейшей областной газете исполняется 100 лет. Постараюсь к юбилею написать очередной натюрморт, где одним из центральных предметов обязательно станет номер «Красного Севера».
Максим ВОЛОДИН
Клуб друзей КС

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: