«Любая современная постановка строится на классике»
День работников культуры в Вологодской области будут отмечать 25 марта сотрудники музеев, библиотек, музыкальных школ и школ искусств. Ну а для слуг Мельпомены текущая неделя будет праздничной вдвойне: 27 марта они отметят еще и Международный день театра. О жизни и будущем театра мы беседуем с известным в прошлом шоуменом, а ныне директором Вологодского драмтеатра Геннадием Травиновым.
Спасибо КВН и комсомолу!
- Геннадий Леонидович, с чего начался ваш путь в профессию?
- С участия в новогодних утренниках детского сада при одной из войсковых частей Мурманской области, в которой служил мой отец.
Я и в хоре пел при части. После демобилизации отца семья переехала в Вологду. Здесь закончил школу и поступил на исторический факультет пединститута.
- И тут вы стали звездой КВН…
- Ну не сразу. На первом курсе наша команда с треском провалилась на факультетской историаде. На втором курсе сделали выводы и победили, ну а меня позвали в сборную истфака - «СКИФы», которая потом долгие годы побеждала уже в межвузовской юморине. Мы даже выигрывали игры в Петрозаводске и Костроме!
- Поклонницы, девушки младших курсов, вам проходу не давали?
- Проходу в команде всем не давали. Мы однозначно были на факультете круче ленинских стипендиатов. После победных игр можно было не приходить на занятия, а уж если появлялись в аудитории, то преподаватели лично жали руку. Кстати, истфак отличался от других факультетов тем, что кандидаты наук и профессора выставляли на историаду свою команду или выходили на сцену вместе с нами в «СКИФах».
- КВНовское прошлое помогает вам в работе и жизни?
- Конечно! Оно научило мыслить нестандартно и быстро. Тогда КВН строился на импровизации. Мы сами трудились над сценариями, причем порой все переписывали за час до выступления. Тогда как раз возобновились телевизионные игры. Так вот, я с полной уверенностью говорю, что мы запросто могли дать конкуренцию телекомандам НГУ с Татьяной Лазаревой и ДГУ с Сергеем Сивохой.
- А что было после вуза?
- Отработал по направлению три года в Марковской школе Сокольского района. Вернулся в город в 1990 году, и мне предложили должность администратора драмтеатра. Там я проработал до 1998 года, пока не получил предложение стать директором «Русского Дома». Тогда и предположить не мог, что через 20 лет вернусь в стены драмтеатра уже в должности директора.
На свадьбах заработаю
- Велико ли отличие того театра и нынешнего?
- Небольшое. Придя на работу во второй раз, увидел, что с почти 50 процентами коллектива знаком еще с 1990-х годов. Театр - это большая семья. Я всегда говорил и буду говорить, что Вологодский драмтеатр - лучший провинциальный театр страны. Географически провинциальный. А еще каждый год мы приглашаем в труппу молодых актеров. Буквально на днях подписали трудовой договор с двумя новичками.
- А у самого нет желания выйти на сцену?
- Теперь уже нет: в спектаклях должны быть профессионалы. Хотя некоторый опыт у меня присутствует. Я был задействован в одном из вузовских спектаклей. В 1988 году был одним из шести ведущих юбилея комсомола, который праздновался в ДКЖ. С нами занимались профессиональные режиссеры, специалисты по сценической речи. В 1993-м главный режиссер ТЮЗа Борис Гранатов хотел поставить под меня «Швейка». Я из скромности отказался. Если честно, и некогда мне было. После юбилея комсомола меня стали приглашать в качестве ведущего различных концертов, юбилеев, праздничных вечеров, новогодних застолий и свадеб.
- И хорошо зарабатывали?
- На жизнь хватало. Но деньги тут - не главное. Мне очень нравилось общаться с публикой: для меня это было неким продолжением КВН. Хотя были и издержки. За десять лет я только раз встретил Новый год дома с родными. Причем через пять минут после боя курантов уже видел сны. Ну а про свадьбы можно написать целую книгу. Как-то пригласили меня провести свадьбу в сельской местности. Молодые зарегистрировали брак в райцентре, куда приехал и я. Гости уже были «подготовлены», брачующиеся «начитанные». Мы сели в автобус и поехали в дом с накрытыми столами, хотя разливать гости продолжили в салоне. Минут пять прошло, как невеста со словами: «Наша деревня всегда вашу била!» - отвесила жениху оплеуху. Тот дал сдачи. Мужчины и женщины двух родов, желавших породниться, стали на кулаках выяснять, кто круче. В драке не участвовал только баянист, который своим хрупким телом прикрывал дорогостоящий инструмент. Я попросил водителя открыть двери и вышел. Автобус продолжил путь к семейному счастью молодых.
Игра стоит свеч!
- Какому направлению работы театра вы отдаете большую часть времени?
- Содержанию и ремонту здания, построенного еще в 1974 году. Однако в этом вопросе коллектив театра чувствует поддержку губернатора области Олега Кувшинникова и департамента культуры и туризма.
- А приходилось ли принимать творческие решения?
- Все спектакли согласовываются со мной. Директор - это первое лицо в театре. Я не раз выступал против идеи режиссера поставить тот или иной спектакль.
В тему
Фестиваль «Голоса истории» из-за ковида переносился уже дважды. Но в этом году он точно состоится. Арт-директор проекта Капитолина Кокшенева заканчивает формирование фестивальной программы. Предварительно определены и театры - участники специальной программы кукольных театров «История +». Драмтеатр покажет в Вологодском кремле постановку Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Режиссером пьесы-параболы выступит выпускник уфимской Госакадемии искусств Артем Самигуллин. Еще одну премьеру театр готовит к дням празднования 90-летия со дня рождения Василия Белова. Выбор пал на известную повесть писателя «Привычное дело». Над ней будет работать приглашенный режиссер и драматург из Москвы Александр Пудин.
- После ухода Алексея Ожогина драмтеатр уже несколько месяцев работает без худрука.
- Алексей Вячеславович решил сосредоточиться на преподавательской работе в ГИТИСе. Посоветовавшись, мы приняли решение объединить должности худрука и главного режиссера. У нас есть свой штатный режиссер Сергей Закутин. Плюс даем возможность ставить на сцене спектакли приглашенным режиссерам. По результатам их работы определимся, кому предложить вакантное кресло главного режиссера. Кстати, тот же Зураб Нанобашвили, перед тем как возглавить театр на постоянной основе, работал у нас в качестве приглашенного режиссера.
- Недавно по НТВ был показан сериал «Первый отдел-2». В нем снимались актеры «драмы» Тимофей Смирнов и Сергей Закутин. Как директор смотрит на такие «халтуры»?
- Нормально, только радуюсь за них. Приглашение актера в кино - это профессиональный рост, опыт, новая практика, показатель их мастерства. По этой причине я активно поддерживают и постановки актерами нашей труппы моноспектаклей.
- Что больше всего востребовано сейчас у театральной аудитории Вологды?
- Вкусы у всех разные. Одним нравится русская классика, другим - современные комедии. В любую классику можно вписать новые театральные формы и веяния, и любая современная постановка строится на классике. Главное, чтобы она несла зрителю разумное, доброе и вечное. У нас замечательная публика! Ну а Вологда - очень театральный город.
- Драмтеатр вновь принимает участие в проекте губернатора «Культурный экспресс». Любые гастроли по области - это переезды, неприспособленные для больших постановок сценические площадки, минимум реквизита... Стоит ли игра свеч?
- Есть сложности. Но когда полные залы, когда после спектакля зрители признаются, что в первый раз увидели постановку профессионального театра, то понимаешь: мы делаем хорошее дело. Этим летом планируем отправиться на гастроли в Тарногский и Кичменгско-Городецкий районы, где покажем селянам шесть спектаклей.
А еще я заметил интересную тенденцию. Благодаря нашему участию в «Культурном экспрессе» жители районов стали чаще приезжать в Вологду специально на спектакли драмтеатра. Районные власти предоставляют для этого своим театралам микроавтобусы, переданные правительством области муниципалитетам в рамках национальных и областных программ и проектов.
Комментарии (0)