Лесной бизнес обсудил новый этап цифровизации отрасли

statics/images/arcticles/122024/17122024xe671bc78.jpg
Для того чтобы отечественный ЛПК оказался в безопасности, уровень поставок на внутренний рынок нужно увеличить до 60 - 70%.
Фото Игоря Аксеновского

С 1 января будущего года лесная отрасль столкнется, по сути, с кардинальными преобразованиями: по всей стране начнет действовать Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК), призванная обеспечить прозрачность оборота древесины. Также с 1 января вся лесная техника должна быть оборудована аппаратурой спутниковой навигации. Это позволит отследить всю цепочку передвижения древесины и повысить прозрачность лесного комплекса.

Экспертная площадка

Проходящий в начале декабря Международный лесной форум «Российский лес» традиционно считается одной из крупнейших экспертных площадок страны, на которой рассматриваются ключевые вопросы работы отрасли. В этом году в Вологде собрались ведущие специалисты лесного комплекса со всей России и Республики Беларусь. На выставке была представлена продукция лесной, целлюлозно-бумажной и дерево­обрабатывающей промышленности, а также образцы современной техники и технологий. 

Центральное мероприятие форума - пленарное заседание - открыл губернатор Георгий Филимонов. Он выделил ключевые достижения региона в лесной сфере. Вологодская область занимает первое место по интенсивности заготовки древесины, второе - по эффективности исполнения лесных полномочий, третью строчку в стране - по объемам заготовки древесины. Каждый четвертый деревянный дом заводского изготовления в России выпускают на Вологодчине. Кроме того, регион занимает второе место в стране по оперативности обнаружения и тушения пожаров. Достаточно сказать, что 100% возгораний в нынешнем году были ликвидированы в первые сутки. Для своевременного обнаружения лесных пожаров в этом году дополнительно было установлено 90 видеокамер. Еще сто камер появятся в лесах области в следующем году, сообщил Георгий Филимонов.  

Глава региона поставил перед лесопромышленным комплексом области задачу как можно меньше продавать сырья и как можно больше продукции глубокой переработки, создавая для этого совместные предприятия с зарубежными парт­нерами. Сегодня уровень переработки древесины на Вологодчине составляет 76%. По словам Георгия Филимонова, необходимо фокусировать внимание на продукции, которая в первую очередь нужна для лидеров бизнеса и отражает все возможности лесопромышленного комплекса региона - от обрезной доски и клееного бруса до всех типовых решений.

Также губернатор особо остановился на социальной ответственности лесного бизнеса. В числе предприятий, которые вкладывают средства в развитие региона, в то, чтобы «молодежь оставалась на своей малой родине», Георгий Филимонов выделил «Сегежу», ГК «ВЛП» и компанию «Череповецлес». 

Также глава региона напомнил о том, в Вологодской области проводится последовательная работа по декриминализации лесной отрасли.

- Одной из моих принципиальных задач является последовательная работа по декриминализации лесной отрасли. Как итог этого года - официальное трудоустройство более 800 человек и увеличение заработной платы сотрудникам в среднем на 20%. Это видимый результат нашей системной работы, - подчеркнул Георгий Филимонов.

«Стабильно сложное»

- В последние два года лесная отрасль находилась под серьезным давлением. В 2022-2023 годах в результате санкций наши предприятия потеряли порядка 50% рынка. Но сейчас можно констатировать, что лесной комплекс выстоял и продолжает свое развитие, - констатировал заместитель председателя Совета Федерации, Герой России Юрий Воробьев. 

Выстоять отрасли помогли как меры поддержки со стороны государства, так и развитие внутреннего рынка. По словам директора департамента лесной промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга Веры Хмыровой, внутреннее потребление продукции деревопереработки выросло почти на четверть. Плюс 20% продемонстрировала мебельная промышленность, на 24% прибавило плитное производство. Даже наиболее пострадавшее от введения антироссийских санкций фанерное производство показало рост на 5%. 

По сравнению с прошлым годом увеличились также выручка и прибыль предприятий лесного комплекса. Между тем ситуация в отрасли по-прежнему остается сложной.

3,4% составил рост объемов лесозаготовки за десять месяцев года, при этом экспорт продукции увеличился всего на 3%. Предприятиям ЛПК так пока и не удается заместить потерянные рынки сбыта. 

- Для того чтобы обеспечить безопасность лесной отрасли, уровень поставок на внутренний рынок должен составлять порядка 60 - 70%, - считает Вера Хмырова. 

Продолжается ухудшаться ситуация с производством биотоплива. Выпуск древесных гранул за два последних года просел на половину от докризисных показателей. 

Не оправился от утраты крупных рынков сбыта в ЕС и лесопромышленный комплекс области. Прогнозируется, что объем экспорта Вологодчины в 2024 году окажется на 60% ниже уровня 2021 года. Несмотря на рост отгрузок на внутренний рынок, его объем недостаточен для компенсации потерь.

- Несмотря на стабилизирующие меры, принятые Правительством РФ, ожидается снижение объемов заготовки древесины на 20%, производства фанеры - на 12% и биотоплива - в три раза по сравнению с 2021 годом. Производство пеллет также демонстрирует ежегодное сокращение. Финансовое положение отрасли можно охарактеризовать как «стабильно сложное». Многие предприятия, производящие круглый лес, пиломатериалы, древесные плиты и фанеру, работают на низком уровне рентабельности с середины 2022 года, - отметил председатель Совета Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров области Александр Шаньгин. 

Транспортные задачи

Еще одна серьезная проблема, связанная с повышением тарифов и нехваткой вагонов, - транспортировка лесной продукции по железной дороге.

- Увеличение сроков оборота вагонов привело к невыполнению планов отгрузки круглого леса в Вологодской области на 40% (пять тысяч вагонов или 300 тысяч тонн) за третий квартал 2024 года. Нужно вмешательство ОАО «РЖД», а также увеличение субсидий со стороны Минпромторга РФ для компенсации транспортных расходов лесоэкспортерам в связи с индексацией тарифов с 1 января 2025 года, - считает Александр Шаньгин. 

Кроме того, по его словам, необходимо завершить обсуждение и принять законопроект «О лесных дорогах», который обеспечит правовой механизм создания лесных дорог за пределами лесных участков и установит правила для строительства дорог в защитных лесах вдоль водных объектов.

- Решение Верховного Суда РФ, принятое в апреле 2024 года, фактически ограничило возможность использования общераспространенных полезных ископаемых для строительства лесных дорог на арендованных участках. Требуется внесение изменений в статью 19 Закона РФ «О недрах», чтобы строительство лесных дорог не считалось предпринимательской деятельностью, - отметил председатель Совета регионального Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров. 

Помимо этого, на форуме поднимались острые для лесников вопросы по утилизации отходов производства. В этом должна помочь программа по переводу муниципальных котельных на биотопливо. В Вологодской области она, напомним, реализуется в Харовском округе. А также строительство новых целлюлозных производств. Иначе, как отмечали эксперты, через несколько лет мы будем «завалены опилками».

- Поставки комплектующих и лесных машин - очень болезненная тема. Мы рискуем уже через два-три года остаться без техники в лесу. Было принято решение о создании рабочей группы по тестированию отечественных машин, а также созданию станочного парка для ЛПК, - подчеркнула Вера Хмырова. 

Устранить нестыковки

Одна из самых обсуждаемых тем в лесной отрасли сегодня - это переход с января 2025 года на ФГИС ЛК. Внедрение этой информационной системы станет очередным этапом цифровизации ЛПК после внедрения с 2014 года ЛесЕГАИС. В отличие от него во ФГИС ЛК будут вноситься сведения не только по торговле, но и об использовании, охране, защите, состоянии, воспроизводстве лесов.

D ntve

Поставки продукции деревопереработки на Восток требует от лесопромышленных предприятий Северо-Запада серьезных издержек. Для их компенсации государство установило специальные транспортные субсидии. В следующем году их размер на две отрасли (лесной комплекс и машиностроение) предусмотрен в размере 5,2 миллиарда рублей. Из них только 1,2 миллиарда предназначено для лесников, что, как отметили участники отрасли, крайне недостаточно. Причем распределяться эти средства будут на конкурсной основе. 

Одна из отличительных характеристик новой системы - активное использование электронных карт. При этом, как констатируют в Рослесхозе, переход на новую цифровую модель будет сложным, поскольку в ФГИС ЛК по-прежнему остается много неточностей. 

- Это не только для того, чтобы усилить контроль, это и для того, чтобы все процессы стали прозрачными, чтобы мы убрали ненужную отчетность, документы и более эффективно тратили наше с вами время. Мы понимаем, что там есть ошибки, публичная лесная карта показывает, где у нас нестыковки в границах, характеристиках, данных о лесном хозяйстве. И наша с вами задача на ближайший год как минимум - это выверка и исправление этих данных. Предусмотрены технологические механизмы, подача заявлений об исправлении технических реестровых ошибок, внесение недостающей информации, - пояснил заместитель руководителя ведомства Вячеслав Спиренков.

Кроме того, с 1 января 2025 года вся лесотранспортная, лесопожарная и лесозаготовительная техника должна быть оборудована аппаратурой спутниковой навигации, подключенной к «ЭРА-ГЛОНАСС». С ее помощью будет отслеживаться движение лесных транспортных средств, а данные будут передаваться в ФГИС ЛК. Таким образом, будет осуществляться полный контроль за транспортировкой всей древесины - от лесосеки до склада и перерабатывающих производств. За нарушение - перевозку древесины без спутникового оборудования - предусмотрены серьезные штрафы: от 20 тысяч до 40 тысяч рублей - для должностных лиц, от 100 тысяч до 200 тысяч рублей - для ИП, и от 200 тысяч до 400 тысяч рублей - для юридических лиц. А при повторном нарушении грозит конфискация древесины и самого грузового автомобиля. При этом оснащение техники аппаратурой спутниковой навигации оценивалось, по данным из открытых источников, от 35 тысяч рублей до 50 тысяч рублей и выше за одну машину. Эксперты уже высказывали опасения по поводу того, что если крупные компании еще могут позволить себе подобные расходы, то малый бизнес будет вынужден уйти в тень. Плюс к этому могут уйти с рынка и сторонние перевозчики, которым будет невыгодно оснащать свою технику спутниковой аппаратурой. 
 

Промышленность ЛПК

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: