Куски отваливающегося кирпича летели в кастрюли с борщом
В редакцию обратилась пенсионерка из Харовска Наталья Суринова. Она борется за жилищные права своего внука, которого воспитывала с десятидневного возраста. Читательница вынесла на обсуждение проблему не только своей семьи, но и всего 27-квартирного дома, построенного для сирот в 2011 году.
Что тревожит бабушку
Наталья Суринова живет в Пундуге, а выросший внук, для которого она была опекуном и который называет ее мамой, в 2019 году получил квартиру как сирота по договору социального найма в доме № 17 по улице Ленинградской в Харовске. Теперь, по истечении пяти лет, по закону он может переоформить «однушку» в собственность, о чем его и уведомил официальным письмом департамент строительства области. В связи с этим Евгения обязали предоставить пакет документов, подтверждающий его право на эту сделку.
Внук - старший сержант полиции, с ноября 2023 года находится в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона, поэтому за его права продолжает бороться бабушка.
Дело в том, что трехэтажный дом из пенобетонных блоков трещит по швам.
- По сути дела, в такое жилье, как того требует закон, сирот вселять не должны, а если уж поселили, то обязаны довести его до ума -
исправить строительный брак, а потом уже определять в собственность, иначе потом придется все делать за свой счет. Причем дом вообще может развалиться, и что делать внуку тогда? - задается она резонным вопросом.
- У нас даже управляющей компании нет уже два года. Их три в городе, и все от нас отказались, потому что затратно ремонтировать. Один мастер вообще сказал, что выгоднее наш дом снести и новый построить, - негодует 88-летняя Евстолия Ларионова из соседней квартиры. - Подъезд вынуждены сами убирать. Мне сегодня передали очередь, а я на костылях передвигаюсь, какая с меня уборка, когда из дому вообще не выхожу? Квартиру эту я купила в свое время чуть ли не за 30 тысяч рублей за квадратный метр, а у нее и стены друг от друга отходят, треснули в некоторых местах до самого низу. Я дояркой отработала в колхозе 26 лет, имею медаль «За трудовую доблесть» и на старости лет должна вот так страдать?
«Письма счастья»
Далеко не в каждой многоэтажке найдется грамотный, осведомленный в юридическом плане, пробивной и активный человек, который готов взвалить на свои плечи всю борьбу за улучшение состояния места проживания. В доме № 17 эту роль взяла на себя Марина Попова, которая долгое время жила в Муроме, а три года назад, получив по наследству квартиру, переехала в Харовск. Активность этой женщины, как она сама считает, в какой-то мере послужила причиной того, что управляющая компания в декабре 2022 года в одностороннем порядке расторгла договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, и дом оказался ничейным. Главным аргументом для отказа ООО «УК» стала задолженность собственников жилья по оплате ЖКХ, которая, судя по уведомлению, составляет около 109 тысяч рублей.
- Но дело совсем не в этом, - считает Марина Юрьевна. - Дом рушится, средств на его ремонт надо положить немерено - по акту весеннего осмотра в апреле 2022 года зданию требуется капитальный ремонт, и кому нужна такая головная боль? Да и сумма долга, по моим подсчетам, не подтвердилась (я собрала все документы), а составила по 35 тысяч рублей с двух квартир, у некоторых же жильцов даже идет переплата. Еще у нас были скандалы по опрессовке системы отопления, когда ее не сделали, а отчитались об обратном, попросив жильцов подписать документы задним числом. Я тогда позвонила в УК и честно сказала об этом, и сразу же после этого появились «письма счастья» о расторжении того самого договора.
Тогда жильцы написали коллективное письмо в администрацию округа, чтобы она назначила им управляющую компанию «с позиции силы властных структур».
И получили ответ, что администрация это делать не уполномочена «при отсутствии волеизъявления УК, имеющей лицензию на право управления многоквартирными домами».
- Но семь лет назад именно таким образом за нами и закрепили ООО «УК». Тогда было можно, а теперь нельзя? Зачем нам вообще такая власть, если она ничего не решает? - все никак не могут успокоиться жильцы. - Дом дал трещины и начал сыпаться с момента сдачи его в эксплуатацию. Куски кирпича прилетали даже в кастрюльки с готовящимся борщом. Видимо, застройщики посчитали, что для детей-сирот и так сойдет? Бойлерная отошла от стены, эту щель попытались закрыть стекловатой, но птицы ее вытащили.
Как вспоминают жильцы, перед самым Новым годом в одной из квартир резко разошлась трещина на стене. Одинокой престарелой хозяйке со звонками было не справиться, и Марина Попова вызвала единую службу спасения: приезжайте, как нам с такой ситуацией на Новый год и все выходные оставаться? Приехали. Стали просить изоленту, чтобы «маячки» поставить. Вообще-то их малярным скотчем ставят, и неясно, почему на вызов специалисты приехали не укомплектованными? В любом случае все обошлось.
А в начале января новая напасть: в доме исчезает вода, а на улице мороз под сорок градусов.
- Опять звоним в Единую службу спасения, - рассказывает Марина Юрьевна. - Нам предлагают обратиться в УК, мы объясняем, что у дома ее нет, но нас не слышат. Позднее предлагают топить снег на воду! В итоге нам провели бесплатную опрессовку, наверное, взамен несуществующей, о чем я уже говорила. Оказалось, лопнула труба, и нам предоставили для устранения неполадок рабочего, которому мы заплатили в складчину. Чтобы быстрее добиться капитального ремонта, я обратилась в муниципальное собрание за документом, который бы утверждал, что дом построен для детей-сирот, и ситуация бы в таком случае была для нас выигрышной. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что он уже не имеет этого статуса!
Страхование и суд
Своя квартира у Марины Поповой застрахована, и когда по ней побежали особенно крупные щели, она обратилась в администрацию, чтобы назначить комиссию для обследования жилья. Ее акт нужен для получения страховки. По ее словам, в администрации это делать отказались и посоветовали обратиться с этим вопросом в Вологду к застройщику, и все бы ничего, если бы это не была фирма-однодневка, о существовании которой уже все давно забыли.
- Все-таки добилась того, что ко мне пришла комиссия с рулеткой и сделала все необходимые замеры, - вспоминает Марина Юрьевна. - Жду, когда мне подготовят и вручат акт обследования жилища - страховая уже требует документы. Звоню с напоминаниями, снова жду. И мне выдают бумагу, где не установлена причина разрушения дома, не представлены обмеры.
Я сдала эти бумаги в Росгосстрах, а сама уже понимаю, что из головного офиса будет возврат. Короче, в выплате страховой суммы мне отказали. Опять облом. И затеяла я тогда тяжбу в суде, чтобы бездействия администрации по отношению к нашему дому признали незаконными, прошла через четыре заседания, которые в общей сложности длились пять месяцев. И здесь я благодарна заместителю районного прокурора Дмитрию Пестовскому, который обеспечил мне юридическое сопровождение. Суд признал бездействие администрации незаконным и поручил найти управляющую компанию для дома к 1 сентября нынешнего года. Администрация округа предупредила, что будет оспаривать решение суда, и неизвестно, чем еще дело закончится.
Государственная жилищная инспекция Вологодской области считает, что оставление многоквартирного дома без управления недопустимо, а к компетенции органа местного самоуправления относится организация открытых конкурсов и назначение для дома временной управляющей организации.
Администрация Харовского округа в свою очередь сообщает, что ею неоднократно проводились открытые конкурсы по отбору УК в отношении многоквартирного дома по улице Ленинградской, но все они признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие.
Комментарии (0)