Композитор из Череповца написал музыку к фильму «Онегин»

statics/images/arcticles/042024/10042024xd5006d07.jpg
Георгий с супругой (в центре) на премьере фильма «Онегин». В портфолио композитора музыка для множества мультфильмов и кинокартин.
Фото с личной страницы Георгия Жерякова «ВКонтакте»
statics/images/arcticles/042024/10042024xd7ad4e84.jpg
В портфолио композитора музыка для множества мультфильмов и кинокартин.
Фото с сайта kinopoisk.ru
statics/images/arcticles/042024/10042024xf146a515.jpg
В портфолио композитора музыка для множества мультфильмов и кинокартин.
Фото с сайта kinopoisk.ru
statics/images/arcticles/042024/10042024xa2b5679e.jpg
В портфолио композитора музыка для множества мультфильмов и кинокартин.
Фото с сайта kinopoisk.ru
statics/images/arcticles/042024/10042024x7b932493.jpg
В портфолио композитора музыка для множества мультфильмов и кинокартин.
Фото с сайта kinopoisk.ru
statics/images/arcticles/042024/10042024xcc8ee597.jpg
В портфолио композитора музыка для множества мультфильмов и кинокартин.
Фото с сайта kinopoisk.ru

Долгожданная весенняя премьера новой экранизации «Евгения Онегина» от режиссера Сарика Андреасяна собрала множество положительных откликов от зрителей. Но мало кто знает, что весь саундтрек к этому фильму написал наш земляк - пианист и композитор Георгий Жеряков, выпускник Череповецкого колледжа искусств.

Попасть в настроение

Когда ты смотришь фильм, хохочешь над мультфильмом с ребенком или погружаешься в компьютерную игру - музыку за кадром практически не замечаешь: настолько она органично вплетена в историю. Но знаете ли вы, что композиторы, как правило, получают для работы совершенно немые кадры? Вот тут-то и начинается самое интересное!

На основе сценария и характера героев композитору нужно придумать музыкальную историю, темы и тембры для героев, «оживить» картинку. Иногда режиссеры в качестве музыкальных примеров прикрепляют так называемые референсы, образцы уже известной музыки, в стилистике которой им хотелось бы озвучить героев. 

- В работе над «Онегиным» (12+) одной из главных задач было не перетянуть музыкой «одеяло на себя», сделать ее органичным фоном для картин начала XIX века. Ну и, конечно, попасть в настроение сюжета. В качестве вдохновения я выбрал для себя симфоническую музыку Бетховена, современника событий, происходящих в сюжете романа. Но, пожалуй, и Чайковский тоже оставил свой «петербургский след», хотя он жил и творил чуть позже, - делится Георгий Жеряков. 

Некоторые считают, что фильм «Онегин» получился медленный и где-то даже затянутый, но, по мнению композитора, правиль­нее сказать продленный, это был авторский замысел режиссера, чтобы погрузить зрителей в атмосферу того времени - с другими скоростями, человеческими ценностями и восприятием жизни. К слову, полный саундтрек для фильма длится один час пятьдесят минут, но при монтаже его пришлось сократить на целых полчаса. 

В итоговую версию вошло 26 треков. Они опубликованы на всех цифровых площадках, а на сервесе  «VK музыка» в марте занимали первые строчки плейлиста в разделе «Саундтреки». А сам Георгий Жеряков после выхода фильма стал лицом обложки для музыкальной подборки академической музыки социальной сети. 

От анимации до классики

Какой же путь должен пройти музыкант, чтобы попасть «в обойму» востребованных современных композиторов? 

Сейчас Георгию Жерякову 42 года. В Череповце он окончил школу № 29 и ДМШ № 1. Говорит, что лет с четырех был серьезно увлечен музыкой, а с 12 - точно знал, что хочет писать для кинематографа. Мама Георгия работала воспитателем в садике № 16, а папа был военным и отлично играл и сочинял музыку на баяне, так что мальчику было с кого брать пример. 

Во время учебы в Череповецком колледже искусств по классу фортепиано он серьезно увлекся композицией и в 1999 году стал лауреатом первой премии международного конкурса пианистов-композиторов имени Сергея Слонимского. И именно Сергей Михайлович предложил Георгию после окончания колледжа поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. 

Там он учился в классе профессора Александра Сандлера, факультативно занимался композицией в классе профессора Александра Мнацаканяна и оттачивал навыки сочинительства у именитого композитора Сергея Слонимского. В 2003 году даже стал стипендиатом фонда Ростроповича. 

Как композитору заработать на жизнь, кому и где нужна музыка? Оказывается, это целый мир, где начинать приходится с самой рутинной работы.

- Я посмотрел по справочнику, какие в Питере есть телеканалы и киностудии, и раз за разом отправлял им свои предложения о сотрудничестве и портфолио с уже готовыми треками. Удалось зацепиться на Пятом канале. Начинал с изготовления музыкальных заставок и озвучки рекламных роликов, - вспоминает Георгий. 

Параллельно слушал очень много саундтреков западных фильмов, стараясь проанализировать их стилистику и приемы, так как там другой подход к инструментовке, не как в России начала 2000-х. 

Постепенно появились первые заказы - для компьютерных игр, для анимационных фильмов. Одной из первых работ стало сотрудничество со студией «Аргус». Владимир Репин, продюсер мульт­фильма «Щелкунчик», заметил работы Георгия и предложил ему сделать озвучку для анимационной короткометражки «Чуки-Куки». Эта работа стала мостиком к другим, более крупным заказам: «Три богатыря», «Иван-Царевич и серый волк», «Конь Юлий и большие скачки», «Барбоскины». 

Одна из первых работ в художественном кинематографе - фантастический блокбастер «Защитники» Сарика Андреасяна в 2017 году. Сотрудничество с режиссером прошло удачно, и спустя время Георгия пригласили на новый проект - написать музыку для исторической мелодрамы «Онегин». 

Я могу работать в любых жанрах: хоть космический блокбастер, хоть комедия, хоть классическая мелодрама, хоть боевик. Единственное, за что никогда не берусь - низкопробные сериалы и фильмы ужасов, всякие демонические истории. Просто не лежит к этому душа, зачем мне напитываться негативной энергетикой? Ведь музыка - это та же энергия. 

Георгий Жеряков,
композитор 

Уединение на природе

Сейчас в портфолио музыканта - десятки работ со студией анимационного кино «Мельница», кинокомпаниями «СТС-медиа», «Большое кино», FRESHfilm. Четыре симфонии, симфоническая фантазия для скрипки и оркестра и даже «Триумфальная» композиция в честь клуба «Зенит», исполненная на «Зенит-арене». С 2023 года он стал членом Союза композиторов России. 

Георгий живет со своей большой семьей в Комарове, где у них свой домик на берегу Финского залива. Там же находится и студия, где он работает: пишет партитуры, делает аранжировки, сведение и мастеринг - вся звукорежиссура под ключ. Ездит в Питер на репетиции и записи с Балтийским оркестром, с которым давно сотрудничает: большинство саундтреков записывается живым звуком в Доме радио или на студии «Лендок».

Как правило, работа над одним саундтреком занимает три месяца. Стоимость такого проекта зависит от уровня музыканта и бюджета фильма. Начинающие композиторы могут получать от одного миллиона рублей за проект, уже раскрученные и с большим опытом мастера - 10 - 15 миллионов. 

К примеру, бюджет нашумевшего фильма «Мастер и Маргарита» - порядка 1,2 миллиарда руб­лей, при таком бюджете 20 - 30 миллионов на саундтрек - просто капля в море. А есть малобюджетные, но интересные с творческой стороны проекты, где даже опытные композиторы соглашаются работать за сравнительно небольшие деньги. 

Ему по душе уединение и прогулки в сосновом бору: лес на их участке начинается прямо за забором. Уже больше 20 лет они вместе с женой Марией поддерживают друг друга и в жизни, и в творчестве (она тоже музыкант). В семье трое детей: старшему сыну Александру уже 21, Артуру - 10, а дочке Вике - 7 лет. 

- Почти весь поселок знает, что здесь живет семья композитора Жерякова, - смеется Георгий. - К нам нередко приходят гости поиграть в настольный теннис, это наше общее с женой увлечение. Возим младших в Зеленогорск на занятия в ДК. Душевный комфорт и семейное общение для нас важнее всего.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: