Когда в Пустой Шуе жили люди и стоял ветряк

statics/images/arcticles/012020/15012020x516aa7fc.jpg
Валерий Фокин - известный в области краевед. Он постоянно делится с земляками своими изысканиями.
Фото из архива Междуреченского музея
Хочу откликнуться на очередную вашу публикацию по исторической тематике, тем более что она касается моего родного Междуречья. Речь идет о материале Нины Соколовой из Вохтоги в номере «Красного Севера» от 4 декабря 2019 года.

Еще раз о Нефтетаре

В письме читательницы рассказывается о жизни в поселке Нефтетара, который располагался в Междуреченском районе неподалеку от местечка, которое по сей день носит название Пустая Шуя. Это отдаленный на 
20-25 километров от центральной усадьбы уголок бывшего Враговского сельсовета. 
Современная история Пустой Шуи связана, как пишет Нина Соколова, с устройством в этом районе в 1940-41 годах механизированного лесопункта «Неф­тетара» - в Междуречье его еще называли заводом. Здесь из разных пород дерева изготовлялись клепка для бочек и сами бочки, тарная дощечка для снарядных ящиков, приклады стрелкового оружия и другая продукция военно-технического назначения. Начальником «Нефтетары» в 1940-42 годах работал М. А. Александров, который позднее, уже на фронте, командовал подразделением и погиб в 1943 году. 
Уважаемая вохтожанка приводит имя А.И. Леонтьева, это, вероятно, более поздний руководитель предприятия. В 1946 году начальником мехлесопункта служил А. С. Чернышов, работавший на предприятии с июля 1944 года.
В районном музее есть копия архивного документа от 1945 года - представление на награждение медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» по Междуреченскому мехлесопункту «Нефтетара». Из 12 человек, представленных к награде, пятеро носят нерусские фамилии - Вольф, Роот, Шнайдер и другие. Это как раз подтверждает слова Нины Соколовой о том, что среди населения Нефтетары были высланные из Поволжья немцы. Четверо из пяти рабочих-немцев, достойных награждения медалью, приняты в мехлесхоз 9 декабря 1942 года, одна женщина - в ноябре того же года. Надо полагать, и остальные рабочие этой национальности прибыли на «Нефтетару» к осени 1942 года. 
Что касается Героя Социалистического Труда Константина Осиповича Игнатова, которого упоминает автор материала. В числе Героев Труда по Междуреченскому району его имя не фигурирует, так как этого звания он был удостоен в 1957 году, будучи рабочим Монзенского леспромхоза. А вот в представлении на награждение медалью «За доблестный труд» тракторист Игнатов есть точно. Работая в мехлесопункте «Нефтетара» с декабря 1940 года, в военный период, он, как сказано в краткой характеристике, «самоотверженным трудом ежегодно выполнял нормы выработки до 180%».

Торфопредприятие так и не построили

Из истории Междуреченского ЛПХ известно, что в связи с административными преобразованиями районов области леспромхоз был упразднен в октябре 1959 года и вновь образован на базе бывшего Биряковского леспромхоза с января 1961 года. При реорганизации Пустошуйский лесопункт был передан Монзенскому леспромхозу, в то же время лесные угодья оставались территориально междуреченскими. На старых картах в юго-восточной части Междуречья, прилегающей к границам Грязовецкого района, обозначены узкоколейные железные дороги. Пустая Шуя и «Нефтетара» узкоколейкой были связаны с Монзенской железнодорожной веткой с выходом на станцию Вохтога Грязовецкого района. 
В период, когда встал вопрос о ликвидации «Нефтетары», дорога позволила многим семьям выехать в Грязовецкий район и осесть в поселках Монзенского ЛПХ.
На схеме-карте Междуреченского района, составленной в 1963 году, в четырех километрах к юго-западу от Пустой Шуи указан Пустошуйский лесоучасток Монзенского леспромхоза, отмеченный знаком населенного пункта. На современной карте здесь значится урочище Ягодное с условным обозначением «сараи». В Пустой Шуе еще в середине 70-х годов жили люди, стояла мачта с ветряком, который давал электроэнергию.
На рубеже 50-60-х годов в Пустошуйском сельсовете планировалось создание большого торфозаготовительного предприятия для снабжения топливом Костромской ГРЭС. Предполагалось строительство жилого поселка на две-три тысячи человек со средней школой, дорогами и всем соцкультбытом.
Завод «Нефтетара» закрылся спустя некоторое время после окончания Великой Отечественной войны, остался лесопункт, позднее лесоучасток. А торфопредприятие так и не было построено. Хотя, возможно, что с его появлением как-то по-другому сложились бы пути развития Междуреченского района и судьбы многих его жителей. 
Валерий ФОКИН, краевед, село Шуйское
Обратная связь Междуреченский район Шуя

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: