«Характер у меня стальной, но необидчивый»
«Я счастливый человек: днем охотно мчусь на службу к своим подопечным, а вечером с радостью возвращаюсь домой, где меня ждет понимающий муж и двое сыновей-школьников», - делится участковый уполномоченный полиции старший лейтенант Алена Лагунова. В этом году ее признали «Народным участковым» Вологодчины. Это почетное звание, по словам 38-летней череповчанки, и есть ее главная награда.
От котят до подучетников
- О службе в милиции я задумывалась еще в школе, но вопреки этому пошла учиться на менеджера - так было модно, - вспоминает Алена Лагунова. - Правда, быстро поняла: это не мое, и попросилась в правоохранительные органы. И в 2006 году, когда в Череповце ввели должность помощников участковых, мне позвонили: давайте попробуем.
«Проба» удалась: после медкомиссии, тестирования, сдачи нормативов по физкультуре и учебы (на все это ушло полгода) Алену направили на опорный пункт в третий микрорайон. Там за порядком следили известные в городе полицейские и спортсмены - братья Скобелевы. Свою юную помощницу они приняли радушно: ввели в курс дела, познакомили с практикой и даже приобщили к спорту.
- С утра, приходя на службу, мы получали материалы за предыдущие сутки: где-то подрались супруги, где-то сосед устроил скандал, где-то был замечен подозрительный гражданин, где-то ночью шумела компания, где-то неизвестные повредили чужую машину, а где-то на дерево влез котенок и не мог спуститься. Все эти сигналы нужно было отработать: выйти на адрес, опросить хозяев и жильцов, взять объяснение, найти свидетелей и очевидцев, а заодно проверить подучетников - иностранцев, условно осужденных и освобожденных. Словом, работа живая, подвижная, она мне очень нравилась, общения с людьми всегда хватало, - смеется череповчанка.
Три года службы, по ее словам, пролетели мгновенно, а дальше, увы, должность помощника участкового сократили. Во вневедомственную охрану Алена не пошла (говорит, это скучно - сутками сидеть на одном месте), на «гражданке» не прижилась - торговым представителем проработала недолго. Но время девушка не теряла: вышла замуж (кстати, будущего супруга она нашла на своем же участке), родила двух сыновей. И в 2016 году вернулась в органы - на этот раз в дежурную часть.
- Помню, моей радости не было предела. Мама и свекровь меня поддержали, взяв на себя заботу о внуках (старшему ребенку было тогда три года, младшему - чуть больше годика). А я пошла по второму кругу: комиссия, тесты, спортивные нормативы, - делится Алена Олеговна. - Правда, в этот раз учиться пришлось в Рязани: полгода мы жили в казарме, ходили строем, пели бодрые песни, занимались борьбой и ежедневно ездили на стрельбище. С родными я лишь изредка общалась по телефону, зато все предметы сдала на отлично и даже попала на Доску почета.
Не для слабонервных
Работа в «дежурке» тоже оказалась «живой»: Алена сутками принимала звонки населения. Жалобы были ей хорошо знакомы: скандалы, пьяные дебоши, порча имущества, мордобой.
- Это не для слабонервных: все на эмоциях - кричат, ругаются, не выбирают выражений, но негатив я всегда пропускаю мимо ушей. Характер у меня стальной, и я не обидчивая: знаю, что человек наутро придет в себя, расстроится, а зачастую и извинится за свое поведение, - делится старший лейтенант.
Привыкла Алена и к «постоянным клиентам»: многие из них звонили еженощно и годами. Так, одного товарища, по его словам, все время травили парфюмом соседи через трещины в полу, у другого - через вентиляционную трубу якобы украли всю сантехнику, а к третьему регулярно наведывался некий злодей, который заливал ковер вареньем, ставил на газ пластиковое ведро и каждый раз похищал по луковице.
- Чаще всего такими видениями страдают пожилые одинокие люди: их надо выслушать, успокоить, утешить - часто это срабатывало.
А если дело зашло слишком далеко, то мы разыскивали и призывали на помощь родных: надо что-то предпринимать, - вспоминает Алена Олеговна. - Жить в одиночестве нелегко, у многих граждан не выдерживает психика. Помню, одна жалобщица перестала тревожиться лишь после того, как установила в квартире видеокамеры и замуровала воздуховод.
В дежурной части Алену все устраивало, но тоска по участку не отпускала: девушка ждала вакансии и дождалась. «Ты понимаешь, куда ты идешь и что тебя ждет?» - спросил на собеседовании кадровик. «Да», - ответила череповчанка. И в апреле 2021 года, получив звание младшего лейтенанта, она попала на службу на опорный пункт в Заягорбской части города. По счастливой случайности чуть раньше туда перешел ее первый наставник Владимир Скобелев.
Я на своем месте, мне здесь комфортно и хорошо. Помочь людям, разобраться в их проблеме и найти пути решения - вот главная радость. Трудностей нет - на службе я даже не устаю. Муж к моей работе тоже относится понимающе, мама мной гордится - словом, менять профессию я не намерена. О чем мечтаю, так это чаще бывать дома и видеться с сыновьями - я и не заметила, как они выросли. Но в полицию мои дети пока что не рвутся: 11-летний Марк хочет стать стоматологом, а 9-летний Тимофей - блогером.
Знакомые все лица
- Знакомые лица, привычный круг обязанностей - будто и не было перерыва в несколько лет, - до сих пор радуется Алена Лагунова. - Правда, сам микрорайон пришлось изучать с нуля. Спокойным его не назвать: там очень много общежитий и асоциальных личностей (они пьют, буянят, не могут поделить душ и туалет). Сначала было страшновато, но я как-то быстро привыкла, со всеми познакомилась. Более того, с большинством подопечных у нас сложились почти дружеские отношения: я их не боюсь - могу отругать, пресечь разборки, утихомирить (помню, один дебошир убегал от меня по снегу в носках, без ботинок). Применять боевые приемы и надевать наручники ни разу не приходилось (и, надеюсь, не придется), а вот пьяные угрозы, не скрою, случаются.
Как ни странно, но изрядно выпившие женщины бывают порой агрессивнее мужчин: в ответ на замечание они могут кинуться с кулаками, оскорблять, обещать уволить, делится Алена. Но она незлопамятная: не любит разжигать конфликт, обычно принимает извинения, прощает, а в глубине души и жалеет своих непутевых земляков. Женщина-участковый знает: если к людям относиться по-человечески, то они, скорее всего, ответят тем же.
- Я всегда говорю своим подопечным: «Как вы мне дороги, я вас всех люблю». Тех, кто еще может выбраться со дна, увещеваю: зачем ты пьешь, устройся лучше на работу, я постараюсь тебе помочь, - рассказывает череповчанка. - Иногда это действует: как-то удалось пристроить дворником пожилого мужчину, которого из-за судимости никто работать не брал. Он тогда на радостях даже притащил мне шоколадку. Но есть, увы, и пропащие люди: они не умеют жить трезвыми, не видят света в конце тоннеля. Конечно, их очень жаль. Но еще больше жаль их близких. Такие семьи годами скандалят, ругаются, вызывают полицию, но не хотят изменить свою жизнь. Жен домашних деспотов я всегда прошу: задумайтесь, если муж вас тиранит, глумится, поднимает на вас руку, то вряд ли это закончится хорошо.
Дебоширы, пьяницы, бывшие сидельцы - всех неблагонадежных граждан на своем участке Алена Олеговна знает по имени и в лицо: регулярно навещает, опрашивает соседей. Словом, ситуацию держит на контроле.
В редкие минуты отдыха мама Алена выращивает на даче розы, катается на сапе и квадроцикле, балует своего джек-рассела Дени. А вот готовить народный участковый не любит от слова «совсем», говорит: «Лучше я разгружу фуру».
Комментарии (0)