Как понять, что ребенок стал жертвой травли в школе?

statics/images/arcticles/032021/24032021xe4c0234e.jpg
Исследования показывают, что моральную травму от регулярной травли получает не только жертва, но даже свидетели происходящего.
Фото с сайта healthhacks.ru

110 обращений за 2020 год по теме травли (буллинга) приняли специалисты четырех областных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 48 из них - только в Вологде. И это лишь верхушка айсберга, потому что к психологу обычно обращаются уже в тяжелых случаях, когда травма вскрыта. Большая часть жертв молчит до последнего.

Молчание ягнят

В футбольной секции Вологодского СКК «Спектр» подросток из старшей группы регулярно издевался над мальчиком из младшей: обзывал, разбрасывал вещи по раздевалке, выбрасывал их в мусорное ведро. Родители обращались к тренеру, однако издевательства продолжались. В результате ребенок отказался ходить на тренировки, и родители написали заявление о расторжении договора. Эта ситуация стала известна уполномоченному по правам ребенка в Вологодской области Ольге Смирновой, и после ее вмешательства были приняты меры по решению проблемы. Теперь старшие и младшие группы разведены по разным раздевалкам, внесены изменения в должностные инструкции тренера, с обидчиком и его родителями проведена беседа, он готов извиниться перед младшим. А сколько таких случаев остается в тени?

Куда обращаться

Телефон доверия  для детей, родителей и учителей: 8-800-2000-122.

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

• Вологда: 8 (8172) 53-03-70;
• Череповец: 8 (8202) 57-10-70;
• Великий Устюг: 8 (81738) 2-79-74;
• Тотьма: 8 (81739) 2-15-17.

Уполномоченный по правам ребенка:
8 (8172) 23-00-30.

- В одной из вологодских школ учитель сам запустил процесс травли, сыронизировав над оригинальной прической мальчика-подростка. Он пошутил на тему, что такие прически носят только люди нетрадиционной сексуальной ориентации. Подростки подхватили тему и стали всюду ее педалировать: в личном общении, в соцсетях. Парня довели до настоящего нервного срыва, с которым он попал в больницу, и только тогда история вскрылась, - рассказала Ольга Смирнова.

В отношении учителя было проведено служебное расследование и по его результатам наложено дисциплинарное взыскание, после чего педагог уволился из школы. 

- Ко мне на прием попала девочка-подросток, вокруг которой в школе распускали слухи о том, что она ведет активную половую жизнь. Ни на чем не основанные слухи длились довольно долго, пока однажды новичок, пришедший в класс, не спросил: «Пойдем со мной? Мне говорили, ты же со всеми уже…» После этого ребенка прорвало, и она все рассказала родителям. Те уже, в свою очередь, обратились за помощью к нам. Последствия этой травмы пришлось выправлять довольно долго. Закончилось тем, что девочка все же сменила школу, - рассказала Елена Головина, психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Да, жертвы буллинга чаще всего молчат, потому что испытывают сложную смесь страха и вины в этой ситуации. Они не знают, что делать, не понимают причин и ищут корни проблемы в себе, что усугубляется общей неуверенностью. Подростки «уходят в болезни», замыкаются в себе, прогуливают уроки.

Комментарий

Наталья Афанасьева, 
главный внештатный психолог в системе образования Вологодской области:  

- Стать жертвой буллинга может любой ребенок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. При этом важно понимать что психологическую травму получают не только участники травли, но и ее свидетели. 
Согласно оценкам исследователей из разных стран, с травлей в школе сталкивается примерно 35% школьников. Это большие цифры. 
Чтобы искоренить буллинг в среде детей и подростков, важно понимать, что это проблема не одного человека, а группы, коллектива. Важно создать физически и психологически безопасную среду для ребенка, которого травят. Родители могут совместно с классным руководителем и другими родителями выработать «законы жизни класса» и обсудить их с детьми: у нас не смотрят спокойно, если происходит драка - участников разнимают; у нас не оскорбляют друг друга; нужно уважительно относиться к учителям и своим одноклассникам - так мы сделаем процесс обучения более успешным и комфортным и так далее.  
Почти половина родителей не знает о том, что их дети оказались вовлечены в ситуацию травли. Даже если ребенок в прямой или завуалированной форме сообщает о ситуации травли, родители зачастую не придают этому должного значения. И ситуация будет развиваться по нарастающей. 
Если ребенок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по некоторым физическим и психологическим признакам. Это: какие-то непонятные, беспричинные боли в животе и груди, участившиеся простуды и другие заболевания, нежелание идти в школу и плохая успеваемость, печальный вид, беспокойство, тревожность, нежелание общаться, проблемы с аппетитом и другие. 
Родители ребенка-жертвы испытывают, как правило, чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. 
Родителям важно понять, что это может случиться с любой семьей. Здесь никто не виноват, особенно сам ребенок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога. 
Вы как родитель сами после консультации со специалистом сможете нормально поговорить о случившемся с ребенком. Специалисты рекомендуют фразы, которые помогут вам начать диалог. 
«Я тебе верю», «Мне жаль, что с тобой это случилось», «Это не твоя вина», «Хорошо, что ты мне об этом сказал», «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи. 

Последствия травли могут быть очень разными - от трудностей в учебе и устойчиво сниженной самооценки до тяжелых форм неврозов, психосоматических заболеваний и попыток суицида.

И не нужно ждать, когда ребенок сам обратится за помощью, или надеяться, что «само пройдет». «Надо уметь за себя постоять», «Он должен научиться ладить с ребятами», - частые, но неуместные советы в таких ситуациях. 

Травля или конфликт?

Для травли не нужны причины - зацепкой может стать что угодно: особенности внешности или национальности, ум или, наоборот, неуспеваемость, фамилия или специфические родители.

- Здесь нет рациональных причин. Как раз раньше чаще дразнили сирых, бедных и убогих, а теперь все чаще - красивых, успешных и богатых. Тут срабатывает другой триггер: если жертва дает эмоциональную реакцию, плачет, отвечает, реагирует - она автоматически превращается в лакомый кусочек. Ее травить интересно. А если человек игнорирует приставания - скорее всего, от него быстро отстанут, - поясняет Юрий Афанасьев, заведующий детским психиатрическим отделением Череповецкого психоневрологического диспансера № 1.

Он отмечает, что в младших классах агрессорами чаще становятся мальчики, а в старших - девочки. Но вообще по гендерному признаку - 50 на 50.

- Важно отметить, что травля - это всегда групповой процесс. Здесь дело касается не только жертвы и агрессора, но и всего коллектива. Соучастниками становятся все, кто молчит или «подпевает» агрессору из страха или облегчения «хорошо, что не меня». И решать такую проблему надо на уровне класса. Только индивидуальная работа с жертвой или агрессором не сработает. Даже если жертва уйдет учиться в другую школу - класс, зараженный вирусом насилия, обязательно найдет ей замену, - добавляет Елена Головина. 

Многие нередко путают травлю и обычные конфликты. Если дети поругались или даже подрались - это скорее конфликт. Травля отличается от конфликта системностью и продолжительностью. 

Особенность современного буллинга - его проникновение в социальные сети. И в отличие от прежних времен, когда ребенок мог скрыться от преследователей в стенах дома, здесь травля может продолжаться в режиме 24/7. 

- Кибер-буллинг страшнее тем, что агрессоры не видят реакции жертвы, которая в реальности могла бы их остановить: слезы, крики, кровь при избиении. И эти условные анонимность и безнаказанность буквально развязывают им руки, - поясняет Юрий Афанасьев.

Он сам основал в Череповце АНО «Защита», которое специализируется на профилактике кибер-буллинга и интернет-зависимостей. Специалисты организации проводят лекции, выезжают с консультациями в школы и различные ведомства. Вместе с уполномоченным по правам ребенка был даже выпущен специальный буклет по противодействию кибер-буллингу. 

А педагог-психолог сокольской школы № 3 Марина Морозова разработала для учеников мастер-класс с элементами тренинга на тему травли. Подростки сначала разбирают с психологом, какие виды буллинга бывают и что делать в такой ситуации, а потом с помощью сюжетных сценок отрабатывают на себе, что чувствует жертва, какие эмоции дети испытывают в роли агрессора или свидетеля. 

- Когда мы проводили в школе анонимное анкетирование по поводу буллинга, многие учащиеся отметили, что сталкивались с таким явлением в той или иной форме. И я решила, что важно проработать эту тему, хотя лично мне не приходилось сталкиваться с такими историями в нашей школе, - рассказала Марина Морозова. 

Как распознать?

Как понять, что у ребенка есть проблемы в школе, если сам он молчит? Как быть, если вы видите, что что-то не так, но ребенок не идет на контакт?

- Если вы не видите, не чувствуете своего ребенка - никакие советы тут не помогут, потому что самое главное, что вы можете сделать, - наблюдать за изменениями в его поведении и первыми предложить диалог. Если не можете достучаться вы сами, то ищите другого значимого взрослого. Им могут стать ваши родственники, друзья дома, психолог, - советует Юрий Афанасьев. 

Как защитить себя в соцсетях:

• настроить режим приватности, чтобы отправлять сообщения и комментарии могли только ваши друзья;
• не публиковать свою личную информацию (адрес, телефон, школу и так далее);
• никому не пересылать своих фотографий;
• отправить хейтера в «черный список»;
• пожаловаться администратору сайта;
• отвечать полным игнорированием на выходки хулиганов в Сети;
• сообщить родителям о травле и шантаже;
• если оскорбляют и издеваются, необходимо сделать скриншот (лучше в присутствии родителей) и написать заявление в правоохранительные органы;
• в Уголовном и Административном кодексах предусмотрена ответственность за оскорбление, клевету, нарушение частной жизни (ст.ст. 5.61 КоАП, 128.1 УК РФ).

- Любые изменения в привычном поведении ребенка должны вас насторожить. Нужно учесть, что чаще дети не хотят идти к школьному психологу, потому что он знает всех учеников и находится на территории агрессоров, - отмечает Елена Головина. 

При обнаружении признаков травли родителям нужно в первую очередь обратиться к классному руководителю: именно он одним из первых может повлиять на ситуацию в классе. Даже школьный психолог не находится в таком тесном контакте с классом, тем более что, по данным уполномоченного по правам ребенка, на 430 учебных заведений в области у нас действуют только 120 психологов. 

При обращении к администрации школы надо обязательно написать заявление, чтобы его внесли в регистрационный журнал. После этого должна быть создана конфликтная комиссия, она обязана в письменном виде отчитаться о проведенной работе. 

Кроме того, существует и юридический аспект решения проблемы: если агрессор нанес физические травмы ребенку, то по заявлению в полицию дело передадут в инспекцию по делам несовершеннолетних. По нашим данным, в УМВД России по Вологодской области ни одного заявления о буллинге не зарегистрировано, но это не значит, что проблемы нет: родители и ребенок обращаются в правоохранительные органы, но заявления не пишут - боятся, что от этого будет только хуже, или не изменится ничего.

- Нельзя считать ответственным за проблему буллинга только кого-то одного: это зона ответственности и школы, и родителей, и самих агрессоров, и школьных коллективов. И учителям, и родителям, и детям важно дать понять, что насилие недопустимо ни в какой форме, что это ненормально, уродливо и страшно. Здесь не нужно давить на жалость: это только ухудшит положение жертвы, привлекая к ней внимание. Это не проблемы конкретного Васи или Миши, это проблема всего коллектива, - подчеркивает Елена Головина. 

Наталья НОВИНСКАЯ, Ольга ИЛЬИНСКАЯ

Дети Травля Буллинг

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: