Это наша с тобой биография

statics/images/arcticles/112024/20112024xfe2f3012.jpg
Фото автора

Вологодский театр юного зрителя представил новую постановку по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня». В тексте отражены ситуации из биографии писательницы, которые, впрочем, могли произойти в жизни любого человека. Режиссер Денис Долбышев воплотил эту пьесу на сцене с Аленой Данченко и Аллой Петрик в главных ролях.

Справка

Елена Исаева (род. 1966) - поэт, драматург, сценарист. Автор семи сборников стихов и двух сборников пьес. Секретарь Союза писателей Москвы, руководитель литературной студии «Коровий брод» при МГТУ имени Баумана. Ее произведения печатаются в журналах «Дружба народов», «Новый мир», «Юность», «Современная драматургия». Пьесы Елены Исаевой поставлены и с успехом идут не только в российских театрах, но и за рубежом. 

Если Елена Исаева говорит, что пьеса - это практически интервью с самой собой, то зритель с легкостью может увидеть себя в сценических образах: взаимоотношения матери и дочери, подростковые комплексы, выбор жизненного пути, первая школьная любовь… Пьеса, скорее, не автобиография, а глубокая и одновременно легкая рефлексия. Все это мы можем увидеть за простыми житейскими ситуациями, в которые попадают главные героини.

Режиссер и артисты ТЮЗа точно попали в настроение, если судить по тому, как зрители живо реагировали на некоторые сцены.

Формально спектакль построен вокруг выбора школьницей Леной дела всей своей жизни. Она пробует одно занятие за другим и наконец находит то, что дается ей хорошо. Девочка хочет стать знаменитой, но перед ней встают проблемы и дают о себе знать комплексы, возникает вопрос: зачем она хочет быть знаменитой.

Как сказал режиссер, он выбрал эту пьесу потому, что она «про него и его маму», и описал свою работу над спектаклем:

- Елена Исаева - замечательный современный драматург, одна из лучших, на мой взгляд. Это необычный спектакль, потому что в нем нет жесткой повествовательной структуры. Разные новеллы собраны в единую цепь при помощи мамы и дочери. Для меня это была очень интересная задача, когда артисты на глазах у нас переходят из одной истории в другую. Только что они плакали, через секунду они смеются - сложная задача и для актеров, и для режиссера. Работа была трудная из-за того, что это необычный жанр. С артистами мы говорили, что нельзя это играть как Чехова или Островского. Сегодняшняя драматургия должна звучать современным языком. Даже в самом начале Лена выходит на сцену и обращается прямо к зрителю. Зритель вместе с нами путешествует по этой истории и вместе с нами становится этим писателем.

Сами актеры отмечают, что им очень приятно было стремительно переходить от одной роли к другой, немного менять внешний облик и сильно менять характеры. 

- Это актерский спектакль. Вот у меня, например, обозначена роль женщины. Но это собирательный образ. На самом деле здесь около 10 разных ролей. Да, возникают и сложности: нужно не перепутать очередность образов. Таких насыщенных ролей у меня еще не было, - говорит актриса Яна Лихотина.

В сценической динамике, в подборе музыки, в том, как играют артисты, и правда чувствуется современность и актуальность. Возникает ощущение, что по простоте и непосредственности спектакль напоминает школьную постановку, когда люди на сцене и в зале хорошо знают друг друга. Но в то же время это игра профессиональных актеров на высоком уровне, где проработана каждая деталь.

Вот как описывает свою подготовку Алена Данченко, одна из исполнительниц роли девочки Лены (второй состав - Виктория Чудова. - 
Прим. авт.):

- Не могу сказать, что мне далось все просто. Довольно долго мы искали точный способ существования на сцене. Вроде бы, с одной стороны, это жанровые картины, где должны быть яркие характеры. А с другой стороны, это простые истории, которые происходят со всеми и во все времена. Мне было сложно найти золотую середину. История ведь должна быть понятна как взрослому зрителю, так и подросткам. Взаимоотношения мамы и дочки, главных персонажей, должны быть понятны. Мы старались не опираться на тот факт, что девочка Лена - это автор пьесы Елена Исаева, а стремились сделать понятную историю от лица уже взрослой Лены, которая смотрит со стороны на прошлое и на свою маму.

Художником-декоратором этого спектакля стала выпускница ГИТИСа Анастасия Плохих из Воронежа. Она очень любит минимализм, который замечательно подошел в оформлении сцены. Декорации и костюмы создают ощущение хорошо знакомого прошлого - стены, напоминающие то ли легендарную советскую мебель, то ли кабинет. Характерный для той эпохи линолеум и книжные полки - и этого уже достаточно, чтобы создать знакомую атмосферу. Костюм меняется лишь добавлением пары деталей - артисты не переодеваются, а символически переходят от образа к образу. На сцене - игра света, музыки и, конечно, актеров, в то время как в декорациях почти все остается на своих местах. Такая легкая смена образов, локаций и даже времени действия, обозначаемая условно, дает невероятную динамику повествованию. Зритель как будто пробегает по собственным воспоминаниям - прием, легко реализуемый в кинематографе, на сцене театра требует филигранного расчета и очень точного воплощения образов.

Театр

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: