Для подавления восстания пришлось вызвать бронепоезда

statics/images/arcticles/032018/21032018x2661bf3b.jpg
Части VI Армии в Вологде перед отправкой на фронт.
Фото из архива Вологодского государственного музея-заповедника
100 лет назад, в марте 1918 года, началась иностранная военная интервенция на Севере. Для Вологодчины она стала жестоким испытанием, затянувшимся на долгое время. 

Джентльменское соглашение

Началом интервенции стал, в общем-то, благовидный предлог. В конце зимы 1918-го англичане - недавние союзники России по антигерманской коалиции - направили к берегам Кольского полуострова несколько военных кораблей и батальон морской пехоты, предложив Мурманскому ревсовету своими силами взять под охрану военные склады в местном порту. 
Красногвардейский гарнизон был слаб и даже при всем желании противиться такому «предложению» не смог бы. 6 марта на берег высадился первый британский отряд с двумя орудиями. Вскоре его примеру последовали американские войска, и за несколько недель группировка была увеличена до 2000 человек.
Поначалу союзники и правда ограничивались исключительно охранными функциями и даже пару раз поучаствовали в совместных с красногвардейцами операциях против белофиннов. Но постепенно стали перетягивать все властные полномочия на себя.
К тому времени в Вологде уже обосновались дипломатические миссии ряда государств, не скрывавшие своего враждебного отношения к Советской власти и активно субсидировавшие многочисленные подпольные центры, которые объединили вокруг себя бывших офицеров. Много ошибок наделала и сама новая власть, жестоко наводившая революционные порядки. В ответ на убийства волостных советских работников и бойцов продотрядов был развернут «красный террор» - гибли и виноватые, и безвинные… 
В июле 1918-го вспыхнуло Ярославское восстание, унесшее с обеих сторон около 1000 жизней, затем «полыхнуло» в Шенкурске и Архангельске. Шенкурск красно­гвардейцы на какое-то время успели отбить обратно, а вот в Архангельске укрепилось белое военное правительство, поддержанное подоспевшей англо-американской эск­адрой с десантниками. 
Помимо англичан и американцев в силы вторжения вошли канадская и австралийская пехота, французские и сербские части, а также добровольцы из нескольких скандинавских стран. Вместе со сформированными белыми отрядами союзники начали наступать от Архангельска вглубь территории, нанося основной удар на Котлас и вспомогательный - на Вельск и Вологду. 

Белые и зеленые…

Для отражения интервенции в сентябре 1918 года в Вологде началось формирование VI Армии. Одновременно в Вытегре шло переоборудование пассажирских судов в канонерские лодки. Эскадроны и красногвардейские отряды формировались также в Череповце и в Великом Устюге, ставшими в ту пору центрами своих губерний. 
Части VI Армии превосходили своего противника по численности, но заметно уступали ему в вооружении. У союзников были и еще диковинные в ту пору танки, и новейшие аэропланы.
В пользу оборонявшихся было то, что в лесистой и болотистой местности наступательные действия можно было вести лишь вдоль немногочисленных дорог да по Северной Двине. К тому же сами союзники предпочитали действовать во втором эшелоне, отправляя вперед белогвардейские части. Те, собранные в основном из мобилизованных крестьян, воевать не хотели. А когда сами союзники все же вырывались вперед, то несли весьма чувствительные потери. 
Тем не менее к поздней осени интервенты смогли выйти по Двине к Нижней Тойме и захватили Шенкурск. Попробовали пробиться еще дальше, к Вельску, входившему тогда в состав Вологодской губернии, но были вынуждены отступить. 
Непосредственно на территории современной Вологодской области прямых боестолкновений с интервентами не было, но выстрелы звучали постоянно. В общем хаосе Гражданской войны появились многочисленные банды и даже целые «зеленые республики», созданные из анархистов, уголовников и дезертиров и распространявшие свою власть на многие сельские волости. Остававшиеся в городах немногочисленные красногвардейские гарнизоны не могли справиться с разгулом бандитизма, ставшего особенно массовым на юге Вологодского уезда и в окрестностях Семигородней.
В декабре 1918 года произошло Пришекснинское восстание. Крестьяне нескольких волостей захватили станцию Шексна и разоружили находившийся там отряд. Причем часть командиров гарнизона перешли на сторону восставших и попытались организовать наступление на Чебсару. Для подавления восстания пришлось задействовать бронепоезда, а также военные и чекистские отряды из Вологды и Череповца.
Крестьянские волнения во многих вологодских уездах продолжались и весной 1919-го, но к тому времени ситуация на фронте кардинально изменилась. В командование VI Армией вступил Александр Самойло - бывший царский генерал, перешедший на сторону «красных». Именно он в январе 1919 года спланировал и провел Шенкурскую операцию. Красногвардейские отряды не стали штурмовать город «в лоб», а захватили несколько сел в тылу. Опасаясь окружения, местный гарнизон, основу которого составляли американские и канадские солдаты, попросту сбежали лесными тропами на север, оставив наступавшим всю боевую технику.

Демократия «на штыках» 

Через два месяца интервенты попытались взять реванш, организовав новое наступление. Но на Северной Двине сразу же завязли в позиционных боях, а в Карелии, где поначалу смогли развить успех, попали на проведенное при поддержке Онежской флотилии контрнаступление красных частей и тоже откатились назад. Потерпели провал и попытки союзного командования увеличить ряды подконтрольных им белых отрядов. Пропагандистские листовки и обращения - мол, мы несем вам демократию, мир и порядок - отклика не находили. Приходилось все чаще воевать самим, подставляясь под пули и снаряды. 
Летом потери союзников продолжали увеличиваться, началось брожение среди самих солдат, искренне не понимавших, ради чьих интересов они гибнут на российском Севере, массовыми стали случаи дезертирства.
В сентябре 1919 года основные силы интервентов погрузились в Архангельске на суда и отбыли восвояси. Поддерживать местное белое правительство остались только немногочисленные добровольцы, преимущественно норвежцы. В феврале 1920-го части VI Армии продолжили наступление на север. Оставленная интервентами техника не помогла войскам так называемого Северного правительства удержаться на своих позициях, их отход очень быстро превратился в бегство. 
А тут уже в самом Архангельске вспыхнуло новое восстание, теперь уже против белых. В первой половине марта красные части уже без сопротивления вступили в Кандалакшу и Мурманск - последние оплоты белого движения на севере страны.
С интервенцией было покончено, но Гражданская война еще продолжалась. В марте 1921 года произошло восстание в Устьянском крае Вельского уезда, активизировались действия разношерстных банд под Череповцом и Белозерском. Окончательно разгромить «зеленых» удалось лишь к концу 1922 года, хотя отдельные стычки с засевшими на дальних хуторах «повстанцами» продолжались вплоть до весны 1925-го.
События вековой давности нашли свое отражение в топонимике многих вологодских городов. В Вологде, к примеру, есть набережная VI Армии и улица Самойло, в Великом Устюге - улицы Сахарова и Виноградова… А еще эти события стали очередным подтверждением тому, что любая попытка «на штыках» принести в чужую страну даже «самую лучшую в мире» демократию, как правило, обречена на провал и заканчивается гражданской войной…
История Как это было

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: