Чистой воды в Чертунье пока так и не дождались

statics/images/arcticles/082020/25082020x20c208e6.jpg
Колодцы - важная часть инфраструктуры любого сельского населенного пункта.
Фото Светланы Шубиной
«Кажется, кончилось!» - заявил мой сосед. И я подумала, что услышу приятную новость о пандемии: вакцину испытали, с масками расстанемся. А он - про дождь! И еще: все жители нашей деревни ждут, когда закончится эпопея с общим колодцем. 

Сходила на колодец

Сосед мой в деревне уважаемый человек, бывший замглавы района. Знаю его очень давно, знаю, когда он встает, куда его приглашают нынешние власти, что слушает, смотрит, чем болеет. По любому вопросу я обращаюсь к Сергею Николаевичу. Порою становится даже стыдно: отвлекаю его от главных дел. А главное его дело - пчелы. Кстати, на районной выставке его мед был признан самым вкусным. 
И вот кончились дожди! Конечно, для пчеловода это безмерная радость. Работалось в этот день особенно весело. Я забыла об обеде, пошла на колодец за водой. И лучше бы не ходила! Вода показалась мне грязной как никогда. Выплеснула ее из ведра, налила снова. На дне был осадок коричневого цвета. Вечером вода, простоявшая весь день, не изменилась в цвете. Я не сразу решилась вылить ковш в чайник, но очень хотелось пить. После кипячения цвет стал еще ужаснее. Неужели такую воду придется пить целое лето?
До Кубены далековато. До колоды, куда ходили полоскать белье, тоже неблизко. Есть ключ, который облагородил житель нашей деревни Володя Морозов. Но сил сходить до ключика уже нет. И довольствуешься водой из магазина, куда надо ехать, а автобус ходит только по пятницам. 
Наш колодец был гордостью деревни Чертунья (ныне Черемухово). Сюда приезжали полюбоваться на замысловатую конструкцию сооружения. Приехавшие впервые просто не знали, как достать воду: пугали огромное колесо, двухведерная бадья на массивной цепи. Старожилы каждому спешили на помощь. Они показывали, как опустить бадью, как начать крутить колесо, как выставить другую бадью, не расплескав. 
В деревне знали, что колодец вырыт в 1909 году местным умельцем Андреем Державиным, солдатом царской армии. И во все времена находились люди, которые считали своим долгом следить за колодцем. Благодарные жители помнят Николая Смирнова по прозвищу Коля Голодный. Уже в наше время заботу о колодце брал на себя Борис Жубрин. Потом мужчин заменили женщины. Антонина Державина и моя мама Галина Дианова в любую погоду выходили к подъехавшим к колодцу, помогали, правда, сил у них потом хватало только на совет и подсказки.

До Чивицы - три километра!

Потом в деревне поселились другие люди - дачники. И началось! 
У молодых людей сил было достаточно, чтобы один раз захватить спицы, крутануть раз и вытащить бадью, а иногда и обе. Кстати, это самое страшное! Приходишь к колодцу и видишь: бадья перекинута, то есть тянутся сразу обе. Значит, и опускаются обе. Палка, которая останавливает движение колеса, не выдерживает, падает, колесо начинает быстро крутиться. Остановить его женщине не удастся: может больно ударить. Однажды спица приподняла меня, потому что плотная материя платья не сразу разорвалась. Я безумно испугалась: могла упасть в колодец. А гости стояли и смеялись: «Деревенский стриптиз!»
Вскоре колесо расшатали, выпавшие спицы отбросили в стороны. Вокруг колодца осела земля, маленькая ямка стала превращаться в глубокую яму. Соцработник Ольга Дианова чуть не провалилась в эту земную трещину, страшно испугалась и обо всем заявила руководству поселения. Получили совет: ходить за водой на Чивицу.
Чивица - река чистая, но расстояние до нее около трех километров. Как же пойдет ветеран войны Павел Александрович Державин, которому в ту пору было около 80 лет? А моя престарелая мама, вдова погибшего в годы войны отца?
Я написала в газету «Красный Север». Опубликовали. Взяли на контроль. Глава администрации Михайловского поселения Валентина Красавина весь гнев обрушила на маму: «Это все твоя дочь. Ищи, кто будет ремонтировать ваш колодец, или сама делай… В газету написали! Испугать хотели!» Но ремонтом занялись.
Появились с матюгами два местных мужика, сели на лавочку, распили «чекушечку». Потом их долго не видели, но зато привезли бревна.
- Это сосновые, сто лет гнили под Оброчным, а для сруба нужны еловые, - сокрушались жители.
Появились те двое. Работа шла вяло. Но однажды мужиков будто подменили, и быстро вырос маленький сруб. Он был меньше прежнего не только по периметру, но и по глубине. Но горе-мастера не растерялись - сбросили оставшиеся бревна, весь мусор между срубами. Местные власти отрапортовали: колодец отремонтирован. Но природа заявила о себе быстро: жила не работала. Сделали анализ - вода для питья непригодна. 

Что такое сушняк

Дневная усталость не проходила, выпитый стакан воды жажду не утолил. Я спустилась в погреб в надежде найти бутылочку воды, привезенную сыном из Череповца. Потом почему-то пошла к колодцу. Словно подросток, надевший отцовскую кепку, стоял он, маленький, под большой крышей старого колодца. Я представила его живым существом, который очень страдает. А потом мне снилась родная деревенька Алферовская. В ней было много колодцев, а один - у родительского дома не вернувшегося с войны отца - было приказано завалить. Уже будучи взрослой, я услышала от мамы страшную тайну: 
- Это было решение милиции. Может, думали, дед твой, осужденный по 58-й статье, что-то в нем спрятал.
А теперь мне снится, что я тяну воду из этого колодца. Чистую, прозрачную...
Языком не пошевелить, во рту пересохло. Иду на улицу в поисках воды. Наполнены две бочки, ванна. Зачерпнула ковш, вскипятила. Вода получилась горькая и пахнущая крышей. Пить не отважилась.
Кажется, ночь не кончится. Вспомнилась речка Талица. Однажды утром мы там увидели ключ, где в маленьких чашечках сияли капельки росы. «Золото!» - кричали мы и, склоняясь к ним, пили особенную влагу.
- Это, девочки, божественное растение, называется оно боговы слезки, небесная роса, - тихо подошла к нам бабушка Марья Клюкина. - Оно дарит молодость и красоту.
Сейчас я должна найти ее, эту почти волшебную травку. Но прежних лугов нет, кругом заросли незнакомой высокой травы. 
Из-за поворота неожиданно показалась машина. Водитель притормозил, и у нас состоялся такой диалог:
- Извините, у вас нет воды? 
- Водки? Выпить, что ли?
- Нет, обыкновенной чистой воды. 
- Садитесь, порешаем.
На заправке мужчина (оказалось, что он воевал в Чечне), принес воды, вызвал такси, я вернулась домой лечиться и долго представляла своего спасителя в «горячей точке». Казалось, он был тогда в Аргунском ущелье, шел страшный бой, в котором принял боевое крещение мой сын Тима. И потом записал в своих заметках: «Сушняк мучил до вечера. Вода - очень дорогой продукт».
Поможем себе сами?
Утро нового дня было солнечным. Пришли на трассу за молоком. Всех волновал колодец. Я увидела в руках односельчанки листочек в клеточку: «Просим отремонтировать колодец или организовать подвозку питьевой воды в деревню. Летом здесь проживают люди в 
15 домах, у многих нет машин».
Заявляющие - пенсионеры. Ирина Никандровна Зуева работала на харовском «Музлесдреве», продукцию которого знали и за рубежом. Сергей Николаевич Тихомиров награжден медалью «За заслуги перед Вологодской областью» и знаком «Отличник гос­комсельхозтехники СССР» (такую награду в области получили всего три человека). Александра Павловна Мукина - главный экономист в отделе сельского хозяйства районной администрации. Владимир Руфович Морозов 40 лет работал на судостроительном заводе в Северодвинске, строил подводные лодки. Не приехал в это лето в родную деревню всеми уважаемый Николай Николаевич Смирнов, бывший директор «ЛДК-45», пустует его скамеечка возле дома. Как знать, может, отсутствие воды помешало?
Не будет лишним напомнить, что и зимой в деревне остаются люди и воду из-под горы возит зимой в корыте восьмидесятилетнее дитя войны. Кстати, глава нашего поселения живет в той деревне, где самая чистая ключевая вода. Добрую память о себе оставил учитель Михайловской школы Николай Анатольевич Кузнецов. 
Он облагородил ключ, сделали анализ воды, которую освятили.
А с нашим колодцем все не так. Стоит ли волноваться, если никто не заболел и не умер? 
- Чертунятам самим надо шевелиться! - рассуждают в автобусе по пути в район и приводят в качестве примера соседнюю деревню Попчиху, где селяне сами решили судьбу своего колодца. Инициатором была Галина Гагарина, умная, скромная труженица. Не прислушаться к ее голосу невозможно. Все трудные работы выполняли, конечно, мужчины. Люди бесконечно благодарны Николаю Коробову, Владимиру Емельянову, Николаю Цивилеву.
В ответ на наше заявление администрация Харовского района рекомендует населению также принять участие в программе «Народный бюджет», поскольку «общественный колодец в Черемухове-Чертунье не является объектом муниципальной собственности и выделить средства из бюджета не представляется возможным».
Для принятия участия в конкурсном отборе проекта нужно провести собрание жителей, зарегистрированных в деревне, составить протокол, в котором необходимо указать возможную долю софинансирования работ за счет добровольных пожертвований. Вопрос-то хоть и непростой, но решаемый! 
Нина РЯБОВА, деревня Черемухово (Чертунья), Харовский район 
 
Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: