Чему нас учат народные обряды и почему этому важно учить детей

statics/images/arcticles/052023/10052023xbd4e0634.jpg
Фото Даниила Зинченко

Вологодская область считается сокровищницей, в которой хранятся промыслы, памятники культуры. В апреле в регионе прошел областной финал всероссийского фестиваля «Наследники традиций». В июле в Вытегре состоится подведение итогов фестиваля. Почему тема народных традиций набирает все большую популярность?

София Кулева, завотделом областного «Центра народной культуры»:

- Одно из главных преимуществ народного творчества перед различными специальными искусствами - то, что здесь каждый найдет способ самовыражения. Для музыкальной или художественной школы или спорта нужны изначально какие-то данные, а в народной культуре все более гибко. Спокойный тихоня найдет себя в ремеслах, бойкий ребенок - в танце и пении, творческий - в театрализованных представлениях, пытливый - в культурных и исторических исследованиях.

Плюс для детей в народном творчестве - огромный кладезь детских игр, которые учат ребят выстраивать коммуникацию, что, к сожалению, почти утрачено в новом поколении. У нас что ни детский праздник - то новый аниматор. Оставьте сейчас компанию детей на день рождения - не уверена, что они найдут, чем себя занять, кроме как уткнуться в телефоны. А ведь даже мы еще помним десятки увлекательных игр, в которые играли дни напролет во дворах. Это отличный пример детской самоорганизации!
Все это входит в систему обучения в центрах народной культуры.

Евгений Киселев, научный сотрудник этнографического музея «Семенково»:

- Я учу ребят младшего и среднего возраста русской пляске. И с самого начала моя задача - не научить, как плясать, а дать понять, прочувствовать - почему люди плясали, кто были наши предки. Какими качествами должен обладать пляшущий и что он выражает в своем танце? Отсюда мы переходим к еще более важным вопросам. Какими качествами должны обладать женщины и мужчины? Как вообще раньше жили, каким нравственным законам подчинялась жизнь наших предков? Что значит для парня выйти на круг? Преодолеть свои страхи, зажимы, отыскать в себе ту самую родовую смелость, обуздать себя, выразить свои эмоции через движение, показать, какой ты ловкий и выносливый. Здесь важна причина: ты пляшешь не для того, чтобы научиться быть сильным и ловким, а потому что тебе сначала самому надо стать таким, почувствовать свою мужскую удаль. Вот такая связь между мужским характером и плясом. А через это парень вовлекается в изучение истории, в интерес к своему народу, к своим корням.

Галина Парадовская, фольклорист, профессор ВоГУ:

- В обществе растет запрос на самобытность (одежда, язык, пение). Это корневой ответ на вопрос: кто мы? Почему мы без вопросов изучаем в школе иностранные языки, но не знаем своего вологодского говора и пения? А ведь в вологодском мягком говоре - все это уютное «окание», «цяй», «деуки», окончания на «ле» - заложен менталитет, мировоззрение нашего народа, наших предков, связь с которыми мы почти потеряли.

Пение, свойственное народной культуре, - основа психологического здоровья. Человек поющий - это человек не молчащий, умеющий выразить себя и свои эмоции в звуке, не затыкающий себя. Любой гусляр, балалаечник и гармонист на Руси обязательно пел, люди пели с детства, с маминых колыбельных, с детских игр и считалок, пели на работе, пели в праздники, пели-плакали при беде. Очень жаль, что современный человек утрачивает эти самоисцеляющие техники, поэтому самое время к ним вернуться через осознание. 

Вера Павлова, директор «Школы традиционного народного творчества»:

- Через игры, обряды ребенок вовлекается в традиции общения между людьми. Знакомство, сватовство, свадьба - ведь тоже изначально общинные обряды: мужчина перед миром дает знак, что выбирает эту женщину, а она перед всеми подтверждает, что теперь занята, под защитой. Горе и беда тоже никогда не переживались в одиночку - после пожарища отстраивали дома всем миром, собирая «помочи», после похорон мужа женщину поддерживали другие вдовы, собирая женские круги. А мы сейчас слишком увлеклись индивидуализмом.

Трудовое воспитание тоже было вплетено в общинный уклад: старшие дети помогали в воспитании младших, у ребенка уже с 5-6 лет были обязанности по дому, огороду. А сейчас современные дети в этом возрасте дай бог шнурки сами завязывают, родители стараются их уберечь от всех трудностей. А занятия ремеслами помогают ребенку научиться терпению, старанию, усидчивости и исподволь учат уважительно относиться к труду любого человека.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: