Александр Швецов: «У любого строительства есть и сторонники, и противники»

statics/images/arcticles/042019/30042019xe836241c.jpg
Александр Швецов.
statics/images/arcticles/042019/30042019x7c527d1d.jpg
Строительство высотных домов продолжится, но 30-этажных небоскребов на Вологодчине пока не будет.
Фото Игоря Аксеновского
Будут ли строиться на вологодской земле заоблачные небоскребы, какая судьба ждет устаревшие «хрущевки», не задохнутся ли в своих современных границах большие и малые города - об этом и многом другом нам рассказал председатель областного комитета градостроительства и архитектуры, главный архитектор области Александр Швецов.
- Александр Сергеевич, в чем основная трудность быть главным областным архитектором?
- Это очень ответственно. Ведь многие градостроительные решения, которые сейчас принимаются, будут в буквальном смысле слова оставаться на виду и через 50, а то и через 100 лет. 5 мая областному комитету градостроительства и архитектуры исполняется 75 лет. Интересно, что за все это время, считая меня, в области было только пять главных архитекторов. Например, Леонид Николаевич Рагутский проработал в этой должности ровно четверть века, Альберт Владимирович Метский - восемь лет. Мы общаемся, созваниваемся, вместе работаем над различными проектами. В их числе - Стратегия развития области до 2030 года, предусматривающая создание городской агломерации.
- Можно чуть подробнее?
- Есть объективные миграционные процессы. Хотим мы этого или нет, но жители отдаленных деревень будут постепенно уезжать из глубинки - такая тенденция наблюдается сейчас во всем мире. Но и большие города тоже привлекают далеко не всех. Значит, наша задача - создать такие условия жизни на селе, чтобы они в бытовых вопросах были максимально сопоставимы с городскими, но в то же время имели свои преимущества в плане экологии, близости до места работы и так далее. И когда мы создадим людям надлежащие условия - отток вологжан в Москву и Санкт-Петербург если и не прекратится вовсе, то существенно сократится.
- Говорят, что таких агломераций будет две - Вологодская и Череповецкая.
- По официальным документам агломерация будет считаться одна, состоящая из двух «ядер»: города Вологды и прилегающих к ней поселений Вологодского района, поселения Сокольского района и города Сокола, и второе «ядро» - город Череповец и окрестности Череповецкого и Шекснинского районов. В каждом из «ядер» будет проживать от 400 до 450 тысяч жителей.
- А сельские районы согласятся делиться с городами своей территорией?
- Об изменении административных границ муниципальных образований речи не идет. Нахождение в составе единой агломерации подразумевает, что здесь будет более удобное транспортное сообщение, станут комплексно развиваться коммунальная и социальная инфраструктуры, появятся единые экономические кластеры. Никакого принудительного отторжения сельской территории в пользу городов не будет.
- Но современной Вологде уже сейчас тесно в своих границах, есть проблемы с развитием Кадуя, Бабаева и ряда других райцентров: имеющиеся городские площади уже застроены, а дальше двигаться проблематично - кругом поля или земли гослесфонда.
- Выход есть - нужно разрабатывать новые генпланы населенных пунктов или вносить изменения в уже действующие. Если будет соответствующее обоснование, те же сельскохозяйственные земли или земли лесфонда можно включать в границы населенных пунктов для развития жилищного или социального назначения. Попадут дома-новостройки в городскую черту или останутся в границах районов - уже не суть важно. У нас много примеров, когда, например, поселки Майский или Тоншалово входят в состав сельских поселений районов, но доехать туда можно на городских автобусах. Дело не в условных административных границах, главное - чтобы людям было удобно. Кстати, с 2018 года областной комитет градостроительства и архитектуры взял на себя полномочия органов местного самоуправления по подготовке документов территориального планирования (генеральные планы) и градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки) для поселений области. Но окончательное слово остается за самими жителями этих территорий. Мы только делаем техническую часть и готовим предложения, затем они проходят процедуру общественных слушаний или публичных слушаний на местах и только потом окончательно утверждаются правительством Вологодской области.
- Получается, вы разрабатываете генпланы для всех муниципалитетов?
- Пока только для 46 муниципальных образований. Это вновь объединившиеся сельские поселения, а также те, где генеральных планов раньше просто не было. В настоящее время без утвержденных документов осталось 17 муниципальных образований, в их число входит одно городское поселение - Кузино Велико­устюгского района. Генпланы для пяти таких поселений находятся в стадии утверждения, еще 12 будет подготовлено в 2020 году. 
- В Вологде и Череповце уже есть 16-этажные дома. Интересно, а 20- или даже 30-этажки мы в ближайшее время увидим? 
- Мое личное мнение - нам не нужны небоскребы. Самым комфортным сейчас считается малоэтажное жилье, то есть не выше четырех этажей. В городах возможна среднеэтажная застройка не выше восьми этажей. Да, несколько доминант с красивыми архитектурными решениями как исключения возможны, но не более того. Понятно, что застройщику легче и выгоднее построить на одном фундаменте и общих инженерных сетях большую 16-этажку, но надо смотреть на проблему шире. Уже сейчас дворы, а то и газоны вокруг высотных домов в несколько рядов заставлены машинами, прежняя планировка улиц и дворов просто не способна «переварить» такое количество транспорта. Малоэтажные дома в этом плане намного практичнее. 
- Еще одна актуальная проблема для жителей городов - так называемая «точечная застройка». Никому, кроме застройщиков, не нравится, что на давно обжитой территории вдруг появляется новостройка впритык к уже существующим домам.
- У нас сейчас чуть ли не у любого строительства есть и сторонники, и противники. Это хорошо заметно на примере вологодской набережной. Одни говорят - да, она нужна, другие - нет, оставьте все как есть. Нужно искать какой-то разумный компромисс и иметь поквартальную схему территориальной планировки. По такому пути уже пошли Тюмень и ряд других областных центров, где такими схемами «закрыта» вся территория городов. А потому и жители, и власти, и застройщики изначально знают, что тут можно и нужно строить, а что нельзя.
- Вы упомянули вологодскую набережную, вокруг строительства которой кипят большие страсти. Вот и в городской администрации признают, что на практике оказалось все несколько иначе, чем выглядело в теории. Шанс исправить ошибку еще есть?

Справка

Швецов Александр Сергеевич, уроженец Вожегодского района. После окончания в 1999 году кафедры архитектуры и градостроительства нынешнего Вологодского госуниверситета вернулся в Вожегу, пять лет работал главным архитектором Вожегодского района. Затем девять лет был главным архитектором Вологодского района. С июня 2016-го - руководитель органа государственной исполнительной власти Вологодской области в должности председателя комитета градостроительства и архитектуры. 

- Думаю, что прежний проект обустройства набережной в Вологде действительно устарел. Но укреплять берега реки, особенно ниже уровня воды, необходимо. Другое дело, что будет выше, на виду. Насколько мне известно, существует девять новых вариантов завершения строительства набережной. Надеюсь, что власти города, учтя мнения жителей, выберут самое оптимальное. А вообще, кроме Вологды, новые набережные строятся сейчас в Череповце и Великом Устюге, очень нравится мне и проект возрождения набережной в Вытегре, которая органично соединит в себе черты старой планировки и современных архитектурных решений. Видимо, будет со временем благоустроенная набережная и в поселке Шексна. Думаю, удастся договориться о закрытии расположенной сейчас на берегу старой промзоны исправительной колонии № 12 и о передаче земель в региональную или поселковую собственность. Тем более что хорошая набережная в Шексне необходима и для развития социально-бытовой инфраструктуры, и для увеличения туристических потоков. 
- Сейчас среди новостроек все чаще появляются дома с красивыми цветными фасадами, внедряются и другие современные формы декоративного оформления… Многим это нравится, но опять-таки есть и те граждане, кто недовольно ворчит: мол, цвет выбрали не тот, или почему полоски на стене сделали вертикальными, а не горизонтальными…
- Уже доказано, что яркий цвет фасадов положительно влияет на самочувствие людей, особенно в наших широтах среди долгой зимы. Поэтому лично я за то, чтобы таких красивых домов было как можно больше. Но если речь идет об исторических центрах городов, то здесь, наверное, следует придерживаться какой-то традиционной цветовой гаммы. 
Градостроительство Интервью

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: