Вологодский транспорт помогает нашим бойцам на фронте
«Сделаем наших бойцов сильнее!» - эту миссию избрал для себя областной внедорожный клуб «Вологда 4 x 4». Вот уже два года «джиперы» со своими помощниками бескорыстно восстанавливают технику для воинов СВО. «За ленточку» они отправили 88 единиц транспорта, а сейчас взялись и за дроны. «Наша главная награда - это спасенные жизни ребят», - говорит координатор автоклуба Александр.
Сейчас не до покатушек
Это раньше в группе автоклуба пестрили новости о покатушках и соревнованиях. Сейчас там размещаются задачи по ремонту будущих боевых машин: «Феникс» - купить запчасти, запустить двигатель, «Щука» - проверить фары, печку, фонари, покрасить кузов, «Георгий» - заменить мотор, установить фаркоп. Включайтесь: работа по плечу найдется каждому, приглашают вологжан спортсмены.
- С началом спецоперации стало не до покатушек: часть наших «джиперов» были мобилизованы, еще часть - ушли на Донбасс добровольно. В их числе был и Андрей Голубев с позывным Нерв, погибший в январе 2023 года, - делится Александр. - Мы общались с бойцами и понимаем: им надо помогать. К примеру, Нерв, служивший тогда в разведке, сказал: нужны дроны-разведчики и машины. За короткое время мы приобрели десяток беспилотников (каждый стоил около 300 тысяч рублей). И параллельно занялись поиском машин.
Первый УАЗ «джиперы» нашли на сайте объявлений: охотник-продавец заметно скинул цену, узнав, что «буханка» поедет на СВО. Второй внедорожник подарил один из участников клуба. Вскоре почин подхватили и другие неравнодушные земляки. В частности, свежий УАЗик для нужд СВО бескорыстно отдал ветеран областного УФСБ. А этой весной человек по имени Игорь пригнал свою новую «ниву» и заявил: она непременно должна уехать на фронт. Машина в идеальном состоянии, пробег минимальный. «Джиперам» осталось ее слегка «прокачать».
- Это уже позднее силовик-пенсионер, участник боевых действий в Чечне, выделил нам пустующий цех. До этого мы целый год мыкались: чинили машины на улице или в личном гараже, искали автосервисы, которые соглашались провести ремонт бесплатно либо с большой скидкой, - вспоминает Александр. - Запчасти тоже поставляли дружественные магазины - многие даже не брали с нас плату.
И дроны, и глушилки, и машины «джиперы» доставляют на фронт сами (на работе для этого берут отпуск). К примеру, в прошлом декабре гоняли за «ленточку» сразу 14 внедорожников, в этом марте - еще восемь. Кременная, Луганск, Дебальцево, Макеевка, Донецк - всюду вологжан встречали с распростертыми объятиями.
«Джиперы» сразу решили: каждая машина для СВО должна быть грамотно подготовлена - покрашена в цвет хаки, «обута» в грязевую резину, оснащена лебедкой и рывковым тросом, укомплектована маскировочными сетями. Этих стандартов представители движения
«4 x 4» придерживаются до сих пор.
- Сейчас чаще всего внедорожник для сына (друга, брата, отца) покупают его родные, знакомые или коллеги. А наша задача - сделать конфетку даже из утиля. Для этого, как правило, нужно вложить в машину не менее 250 тысяч. Деньгами нас поддерживают благотворители: средний перевод на карточку - тысяча рублей, хотя бывают адресные переводы и по 100 тысяч, - рассказывает Александр. - Кроме того, многие вологжане помогают руками, к примеру готовить кузов к покраске: шкурить наждачкой (это дело не хитрое, но муторное), оклеивать скотчем, обезжиривать. Свои услуги предлагают даже подростки и женщины. Молодой боец, демобилизовавшись с СВО (у него родился четвертый ребенок), постоянно приходит к нам по выходным, а недавно двое новеньких обещали помочь сваркой.
На ремонт одной машины уходит до трех месяцев, а дальше проводятся испытания: «джиперы» вывозят авто на бездорожье, дают нагрузку, выявляют слабые места, доводят до ума. И обязательно присваивают имена всем машинам: «Лаура», «Пирожок», «Вояка», «Жемчужина», «Бобик», «Конь». Так, говорят спортсмены, автомобиль обретает душу, а людям легче следить за его судьбой. Сейчас потери составляют порядка 10 машин из 88, отправленных клубом на СВО. Остальной транспорт до сих пор служит верой и правдой.
- В машинах, которые мы подготовили, случалось, были раненые, а вот «200-х» (погибших), к счастью, не было, - говорит Александр. - Когда из Вологды уходит очередная колонна на Донбасс, мы приглашаем батюшку. Он освящает каждое авто, а «братьев-джиперов» благословляет в путь-дорогу.
От «буханки» до «гусянки»
Если раньше из Вологды уходили на фронт в основном «нивы», «буханки» и «козлики», то со временем «модельный ряд» расширился, а с ним - и задачи. К примеру, в прошлом году в мастерской автоклуба появились УАЗы Пикапы - один из них купила для СВО вологжанка, которая сейчас живет в Москве. По заявкам бойцов его приспособили под тяжелый крупнокалиберный пулемет. Второй пикап оснастили устройством для стрельбы из гранатомета. Разработать и смонтировать эти конструкции помогли местные Кулибины на городских производствах. Одни из самых активных на этот счет - пожарные МЧС.
Среди других «проектов» автоклуба были два списанных ПАЗика. Первый - «Школьник» (раньше он был желтым и возил на уроки детей) - «джиперы» восстановили, закамуфлировали и отправили по заявке в полевой госпиталь в ЛНР. А второй ПАЗик - «Студент» - еще и приспособили для перевозки лежачих. Теперь «Студент» за один рейс может вывезти из госпиталя к вертолету как минимум 12 тяжелых больных.
Нужна бойцам на «передке» и грузовая техника. Зная это, коммерсант из Бабушкинского округа купил для земляков «Урал». Его назвали «Лютик», «подшаманили» и одели в броню: стальной чешуей закрыли крышу, окна, моторный отсек и кузов, куда влезает целый взвод. «Лютик» был уже дважды ранен, но стойко перенес даже атаку «Бабы-яги» (это гигантский дрон), скинувшей на машину шесть снарядов. Один из них упал прямо на капот, однако бойцы не пострадали. Кроме «Лютика», «джиперы» подготовили и передали воинам другие грузовики: еще один «Урал», три ГАЗа-3308 «Садко» и легендарный ГАЗ-66 - «Шишигу». На очереди - гусеничный ГАЗ-71 (быстроходный плавающий транспортер для тяжелого бездорожья).
- На Донбассе гусеничная техника очень часто страдает от налетов. Бойцы просили нас помочь - мы начали искать. И нашли. Вездеход продавался в Никольском округе, хозяин Евгений просил 600 тысяч рублей, но для СВО отдал бесплатно. А дальше помогли другие люди: Павел выделил кран для погрузки, Николай - трал для перевозки, а Сергей все это организовал, - делится Александр. - Сейчас мы ищем тех, кто нам поможет восстановить «гусянку» - кстати, ее назвали «Горын».
«Горына», как и другие машины, «джиперы» оснастят средствами радиоэлектронной защиты (РЭБ), или, проще говоря, глушилкой. Заметив вражеский беспилотник, она гасит сигнал, и дрон-убийца падает на землю. Единственный минус глушилок - цена: от 350 тысяч до шести миллионов. Но команда «Вологда 4 x 4» и здесь выход нашла: технари и ребята с военным прошлым, изучив «начинку» антидрона, разработали свою модель - «Zлой ZаяZ». Себестоимость - порядка 50 тысяч рублей (объявляется народный сбор), и только хорошие отзывы от бойцов. Недаром больше 100 вологодских «Zлых ZайZев» уже отправлено в зону СВО, а заявок на них - и того больше.
- Мы и дальше будем помогать фронту чем можем. Да, это отнимает время, отвлекает от семьи, но так мы участвуем в СВО, находясь в домашнем регионе, - от лица одноклубников говорит Александр. - Помощники у нас есть - это неравнодушные граждане, и их много.
А главный стимул и награда - спасенные жизни наших ребят.
Комментарии (0)