Внимание! Зима проверяет готовность дорог

На Северо-Западе уже в ноябре началась настоящая зима со снегопадами, ледяными дождями и гололедом на дорогах. «Красный Север» оценил готовность дорожных служб к работе в зимний период на федеральных трассах в Вологодской области.

На Северо-Западе уже в ноябре началась настоящая зима со снегопадами, ледяными дождями и гололедом на дорогах. «Красный Север» оценил готовность дорожных служб к работе в зимний период на федеральных трассах в Вологодской области.
Километры высокой ответственности
Содержанием федеральных автодорог, проходящих в том числе и по территории Вологодчины, занимается ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск» Федерального дорожного агентства. Упрдор «Холмогоры» держит под полным контролем ситуацию сразу на трех федеральных трассах: М-8 «Холмогоры» от границы с Московской областью до Архангельска, А-114 «Вологда - Новая Ладога», связывающую Вологодчину с Ленинградской областью, и А-119 «Вологда - Медвежьегорск» до границы с Республикой Карелия. Эти магистрали - связующее звено всего федерального округа. Они соединяют Ярославль с Вологдой, наш регион - с Санкт-Петербургом, Архангельском и с магистралями на Мурманск и страны Скандинавии. Именно по ним перевозятся грузы из южной и центральной части нашей страны на Северо-Запад и дальше в страны Европы.
Всего на балансе Управления дороги «Холмогоры» 1957 километров автодорог в Архангельской, Вологодской,  Ярославской, Костромской и Владимирской областях. Причем 1005 километров - магистрали, идущие через Вологодчину.
Понятно, что содержание такой масштабной и разветвленной дорожной сети требует современных технических средств и эффективных производственных решений. В нашем северном крае уже с середины осени случаются обильные снегопады, а резкие перепады температуры воздуха из минуса в плюс нередко создают стрессовые ситуации как для дорожников, так и для водителей. Скользкие дороги - это настоящее бедствие, ЧП! Ведь для скоростных трасс первейшее условие - безопасный проезд.
В Упрдор «Холмогоры» в круглосуточном режиме работает диспетчерская служба, оснащенная современными средствами связи и компьютерными программами, - самый настоящий ЦУП. Специалисты этого центра управления производством в режиме онлайн оценивают метеорологическую и дорожную обстановку, в случае ДТП и других чрезвычайных происшествий экстренно принимают должное решение по устранению возникших на автомагистралях затруднений и последствий аварий.
- Мы в течение четырех часов после полного прекращения осадков получаем полную информацию о температуре воздуха, направлении ветра, движении воздушных масс, состоянии дорожного покрытия, температуре полотна на тех участках, где расположены наши комплексы метео- и видеоконтроля, - показывает за своей спиной несколько компьютерных мониторов начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автодорог Упрдор «Холмогоры» Сергей Ручьев. - Наше управление - это, можно сказать, второй уровень системы. Вся информация из ЦУПов подрядных организаций, которые отвечают за конкретные участки дорог, стекается к нам. От нас направляется в Росавтодор, как и картинка из всех других регионов нашей огромной страны.
На территории Вологодчины 44 таких комплекса, оснащенных всей необходимой метеорологической и видеоаппаратурой. Каждый подобный комплекс отвечает в среднем за 40-50 километров автодорог.
Система начала развиваться в 2010 году, и за шесть с небольшим лет «накрыла» практически всю территорию ответственности Управления. Такой охват позволяет дорожникам быстро реагировать на изменение погодных условий на трассе. Особенно это важно в зимний период, когда в нашем регионе выпадают обильные осадки, а на дорогах образуется гололед.
- Если участок дороги с высоким трафиком, то по нормативам мы должны убрать выпавший снег в течение четырех часов. Кроме того, нужно оперативно реагировать на изменение температуры, ветра, повышение влажности. Современная техника позволяет видеть не только ситуацию, что называется, в режиме реального времени, но и прогноз на несколько часов вперед. От этой информации зависят важнейшие производственные решения: по нанесению на трассу того или иного вида реагентов, направление на проблемный участок дополнительной техники и так далее, - поясняет Сергей Викторович. - Понятно, что такие «рабочие» решения принимают в основном наши подрядные организации, но при необходимости главный ЦУП может скорректировать работу на местах.
Кстати, управляются из ЦУПа Упрдор «Холмогоры» и знакомые любому автомобилисту информационные табло. Они установлены, к примеру, на каждом выезде из областной столицы и рассказывают водителям о дорожной ситуации в регионе, погодных условиях на трассе, а могут и просто предупреждать об ответственности за непристегнутый ремень или за нарушение скоростного режима.
- Это хороший способ общения с автовладельцами. На табло может появиться любая актуальная в данный момент для водителей информация, будь то сообщения о пробках, о гололеде или дорожных ремонтах на каком-либо участке, - говорит Сергей Ручьев.
Действуют на опережение
На местах, в дорожно-эксплуатационных предприятиях, идет уже непосредственная работа по противодействию стихии. На сегодняшний день на очистке федеральных трасс Вологодчины заняты 179 единиц техники - грейдеры, трактора, комбинированные дорожные машины.
- В нашем распоряжении шесть КДМ, занимающиеся помимо уборки снега обработкой дорог песко-соляной смесью и технической солью. Еще пять дорожных машин обрабатывают дороги природными рассолами. Добавим к этому погрузчик, несколько тракторов, чистящих остановочные площадки и примыкания к федеральным трассам, и получим довольно большое количество техники, - перечисляет заместитель директора по содержанию автодорог ООО «ДЭП-184» Сергей Лазарев. - У нас приличная по километражу зона ответственности, северное направление от Вологды - территории Вологодского и Сокольского районов. В целом - 80 километров трассы М-8 «Холмогоры».
Зимний период у дорожных служб Русского Севера - это, по сути, пять-шесть месяцев в году, когда на Северо-Западе возможны снегопады и гололедица. Зачастую в это время специалисты работают в очень жестком графике: порой в две смены и круглосуточно.
- Недавний снегопад, когда выпала чуть ли не месячная норма осадков, стал для нас серьезным испытанием, - замечает водитель комбинированной дорожной машины Вячеслав Бакичев. - Правда, в любом случае снегопад лучше, чем дождь зимой. Снег убрал - и все, а дождь и потепление могут привести к гололеду. В общем, с начала ноября работаем не покладая рук. Благо вся техника в отличном состоянии, заготовленных реагентов хватает. Думаю, что проблем быть не должно - с любой непогодой и сюрпризами климата справимся!
Каждая КДМ оснащена всевозможными щетками и ножами для уборки снега, а также установленной в кузове емкостью для реагентов. Чаще всего эти емкости из специального пластика, который позволяет перевозить химически активные вещества. До семи-восьми градусов ниже нуля на вологодских дорогах чаще всего применяются природные рассолы, при более низкой температуры в дело идет чистая соль. Не стоит забывать и о песко-соляной смеси, которая улучшает сцепление колес с дорожным полотном, и поэтому ее использование просто необходимо в зимний период в нашем климате. Как средство, превращающее скользкую дорогу в комфортную для проезда магистраль, песчаные смеси до сих пор в наших широтах имеют очень мало конкурентов.
- Решение о применении того или иного вида реагентов или его комбинации принимается непосредственно специалистами подрядных организаций и доводится до мастерских участков. Опыт у большинства работников очень большой, так что ошибки практически сведены к нулю. К тому же принимать важные решения все-таки гораздо проще, когда на помощь приходит программное обеспечение, позволяющее получать информацию о погоде в реальном времени, - уточняет Сергей Ручьев.
Дорожные службы благодаря современной технике и программным комплексам действуют на опережение. Зачем доводить дело до гололеда, если можно обработать дорогу соляными смесями, которые предотвратят образование скользкости?! Одним из лучших решений тут становятся природные рассолы. У дорожников-федералов имеются две скважины, и обе они расположены на территории Вологодской области. Одна - в Череповецком районе, в Ботове, вторая - рядом с Кадниковом, в Сокольском.
- Кадниковская скважина имеет глубину 972 метра, ботовская - больше тысячи, - проводит для нас небольшую экскурсию Сергей Лазарев. - Схема предельно проста: экологически чистый природный рассол закачивают в 50-кубовые емкости для хранения, откуда он перекачивается в так называемые рассоловозы. КДМке, работающей на дороге, «дозаправка» таким естественным соляным раствором, добытым из недр земли вологодской, требуется в среднем раз в час.
Подобную технологию Управление дороги начало развивать еще в середине 90-х годов. Конечно, пришлось серьезно потратиться на приобретение оборудования, бурение и устройство скважин, но уже через несколько лет проект полностью окупил себя.
- Техническая соль российских производителей поступает в Вологодскую область либо водным, либо железнодорожным транспортом. Цены и тарифы постоянно растут. К ним добавляются немалые транспортные расходы. Учитывая, что в год только на дороги Вологодчины расходуется более 20 тысяч тонн соли, ее применение для обработки дорог экономически невыгодно, - поясняет Сергей Ручьев. - Добываемые на территории области природные рассолы и экологически безопасней, и гораздо дешевле привозных реагентов. Разумеется, совсем без соли обойтись невозможно, особенно в самые жестокие морозы, когда необходимо буквально плавить реагентами лед. Однако для предотвращения гололеда полив трасс рассолами - самый оптимальный вариант.
Геологоразведка показывает, что практически в любом муниципальном районе Вологодской области существуют целые подземные соляные озера. Поэтому в среднесрочных планах ФКУ - обустройство еще нескольких скважин. Одна из них, к примеру, должна появиться в поселке Сазоново Чагодощенского района.
Пока же природный реагент поступает в другие районы с помощью автотранспорта и хранится на промежуточных складах, откуда уже распределяется на обработку дорог по всей нашей области.
Сайт для ответственных водителей
В диспетчерскую службу Упрдор «Холмогоры» в режиме онлайн стекается информация с 70 комплексов метео- и видеоконтроля. Но воспользоваться полезной и важной информацией могут не только специализированные дорожные службы. Современное развитие техники и Интернета позволяет донести эти сведения и до главной целевой аудитории - автомобилистов.
- У нас есть собственный интернет-портал ud-holmogory.ru. Помимо всей информации об Управлении, сети дорог, которые мы обслуживаем, планов дорожно-строительных работ на сайте можно получить и актуальные данные со всех наших камер, - говорит начальник отдела информации Упрдор Эдуард Кувизенков. - Понятно, что это не полные данные, которыми при принятии решений оперируют наши специалисты, но для водителя их вполне достаточно.
На сайте существует вкладка «метео- и видеоконтроль». Щелкнув на нее, можно увидеть карту, на которую выведены все передающие в ЦУП информацию камеры.
- Сначала это были только камеры, которые установлены на комплексах метео- и видеоконтроля на дорогах нашей ответственности. Постепенно мы расширяли сервис. Теперь можно увидеть картину в реальном времени со всех федеральных автодорог Северо-Запада - от Калининграда до Мурманска, - демонстрирует возможности портала Эдуард Кувизенков.
Большинство посетителей ресурса ориентируются на меняющуюся каждые полчаса видеоинформацию о том или ином участке дороги, по которой им придется путешествовать. Но сопутствующая информация для ответственного автомобилиста лишней не будет: здесь же можно узнать температуру, влажность воздуха, скорость ветра и количество осадков на конкретном участке пути.
В Упрдор «Холмогоры» планируют и дальше развивать сеть метео- и видеоконтроля. Наличие на дорогах современного оборудования для мониторинга обстановки позволяет содержать трассы в хорошем состоянии, предотвращать аварии, спасая многие человеческие жизни.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: