Вместо бокалов вологжане поднимали руки, голосуя за новые планы соцсоревнования
849
В начале 30-х годов прошлого столетия Вологодчина, как, впрочем, и вся советская страна, проводила праздник без привычной новогодней атрибутики. Ни тебе елок, ни Снегурочек, ни Дедов Морозов... Вместо этого - яростная борьба с религией, трудовые и спортивные рекорды. Елку вернули к концу десятилетия, но с пятиконечной звездой и портретами героев на шариках. Продолжаем листать старые подшивки областных и городских газет.
4 января 1930 года городские власти «по просьбе общественности» приняли решение о прекращении в Вологде колокольного звона - «буржуазно-поповского пережитка». «Красный Север» 6 января 1930 года опубликовал план антирелигиозного карнавала, который проводил Союз воинствующих безбожников совместно с горкомом комсомола под лозунгом «Борьба против религии есть борьба за быстрый темп социалистического строительства». Вот как описывает карнавал его участник: «Идут рабочие «Красного пахаря», железнодорожники, кожевники… С Советской площади подходят красноармейские части. Слышится стук пионерских барабанов. Как это все напоминает первомайские и октябрьские демонстрации! Знакомые марши, боевые песни, красные полотнища знамен. Но вслушайтесь в речь, всмотритесь в лозунги: «Долой церковный звон!», «Сегодня миллионы рабочих масс Советского Союза демонстрируют против религиозных праздников!», «Не бог создал человека, а человек бога!»
•••
Уже через два года после этих событий в Вологду вернули праздничные карнавалы, но они были пропитаны идеями эпохи. Вот как «Красный Север» от 6 января 1932 года приглашает земляков на праздник: «Сегодня спортивное общество «Динамо» на катке стадиона в 6 часов вечера устраивает общегородской костюмированный антирелигиозный карнавал.
Темы для костюмов: «Крепи оборону страны», «Опасность войны», «Подготовка к третьей партконференции».
•••
В противовес новогодним гуляниям был предложен ударный труд.
Газета «Красный Север», 31 декабря 1934 года:
«Постановление Президиума ВЦСПС от 27 декабря 1934 года.
Президиум ВЦСПС постановляет:
«Провести 1 января 1935 года Всесоюзный День ударника для проверки состояния социалистического соревнования и ударничества, вовлечения новых рабочих, инженеров, техников, ученых, учащихся в ряды соревнующихся и ударные бригады, увязав всю эту работу с проводимым производственным походом к 7-му Всероссийскому съезду Советов.
•••
Перелом в отношении к новогодней елке случился в 1935 году. Никита Хрущев писал в своих воспоминаниях, как первый секретарь Киевского обкома партии Павел Постышев, приехав в Москву, в один из своих визитов обратился к Сталину: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция - и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость - рождественская елка». Сталин ответил: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».
28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б)
П. П. Постышевым. Она начиналась так: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».
Автор призывал комсомольских и пионерских лидеров в срочном порядке устроить под Новый год коллективные елки для детей.
Это предложение было принято к действию молниеносно. По всей стране 1 января 1936 года были организованы елочные празднества. Таким образом, в эти новогодние дни мы отметим 80-летие реабилитации новогодней елки.
•••
Первая общегородская елка была установлена в Вологде, на площади Революции в декабре 1937 года.
«Красный Север» 1 января 1938 года писал: «Сегодня в пять часов вечера в Центральном детском парке устраивается массовое детское гуляние - карнавал. На катке устанавливается девятиметровая елка. Она будет прекрасно украшена, 120 электролампочек придадут елке изумительную красоту. Парк иллюминирован, изготовлены фейерверки, играет духовой оркестр».
•••
Украшение новогодней елки потеряло отчасти свою рождественскую символику и обрело символику советскую. На первых детских елках предлагалось повесить продававшийся в магазинах набор шаров с портретами членов Политбюро. В 1937 году в СССР открылся первый специализированный завод елочных игрушек. С этого времени развернулось широкое производство, в том числе в Вологде, елочных игрушек: из ваты, картона, металла, стекла. Семиконечную рождественскую звезду заменили на красную - пятиконечную.
•••
В Москве Дед Мороз стал появляться на общественных елках, держа в руках «Курс истории ВКП(б)». В 1937 году на елке во Дворце Союзов вместе с Дедом Морозом появилась напарница, Снегурочка. А вот до Вологды сказочный волшебник в 1937-м так и не добрался. Вместо него юных вологжан поздравил с праздником батальонный комиссар Рувим Домешек, который рассказал детям о творце новой Конституции, лучшем друге советских школьников товарище Сталине.
•••
23 декабря 1939 года на площади Революции Вологды работники городского коммунального хозяйства установили 15-метровую новогоднюю елку, а вокруг нее - 11 елочек поменьше. Эта композиция символизировала нерушимую дружбу 11 республик Советского Союза.
31 декабря 1940 года в Доме пионеров Вологды состоялась общегородская новогодняя елка. Вместо Дедушки Мороза и Снегурочки поздравить детишек с праздником пришли депутаты городского Совета и их старшие коллеги из Верховного Совета РСФСР.
Комментарии (0)