В России обсуждают запрет ВИЧ-диссидентства

statics/images/arcticles/062018/13062018xb03d0fb8.jpg
Современное оборудование Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями обеспечивает точную диагностику.
Фото Валентины Певцовой
Минздрав России вынес на общественное обсуждение законопроект, запрещающий пропаганду так называемого ВИЧ-диссидентства - непризнания самого факта существования такой болезни, как СПИД, отказа в лечении как себя, так и своих детей.

Смертельное неверие

ВИЧ-диссидентство - явление отнюдь не новое. Заявления о том, что такой болезни вообще не существует, а она придумана теми, кому это выгодно, - медиками и фармакологами - звучали и несколько десятилетий назад. Но в последнее время эта тема получила куда больший резонанс, когда стало известно о нескольких смертельных случаях в ряде регионов России среди детей, которые по вине родителей не получали необходимого лечения. Весной нынешнего года в Красноярском крае умер шестилетний мальчик с ВИЧ, а в Иркутской области - четырехмесячная девочка.
Пока федеральное законодательство устанавливает ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Статья 122 Уголовного кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Однако речь в данном случае идет именно о физическом заражении. Но не менее опасны для распространения этого тяжелого заболевания идеи, которые пытаются внушить людям ВИЧ-диссиденты. И не только пытаются, но и достигают в этом значительного успеха, используя колоссальные возможности социальных сетей.

Принятие законопроекта о запрете ВИЧ-диссидентства прекратит трагическое безумие в социальных сетях, которое мы видим сейчас. Это поможет взрослым людям осознать реальность угрозы, которую несет заболевание, и, что самое важное, защитит интересы детей, рожденных в ВИЧ-позитивных семьях, и их жизнь.

Михаил СОКОЛОВ, 
ведущий юрисконсульт Центра по профилактике и борьбе со СПИД
и инфекционными заболеваниями
Людей, которые отрицают свой диагноз, да и сам факт существования СПИДа, официально называют ВИЧ-диссидентами, неофициально - ВИЧ-террористами. Они не принимают препараты и не лечат своих детей. 
- Если отрицать существующее на сегодняшний день лечение, это приведет к неизбежной гибели больного. А вот своевременное выявление ВИЧ, правильно назначенная антиретровирусная терапия и четкое выполнение назначений врача способны продлить жизнь человека на долгие годы, - убеждена главный врач Вологодского областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Татьяна Мельникова.
Сейчас в России около 20 тысяч человек из миллиона инфицированных отказываются от лечения. То есть примерно каждый 50-й не ходит к врачам, не сдает анализы. Доходит до того, что больные женщины рожают детей, инфицированных ВИЧ, мужья заражают жен, а жены - мужей. 

Лечение через суд

- Подтвержденных случаев смертей ВИЧ-«отрицателей» и их детей на территории нашей области не зарегистрировано, однако основания для тревоги, что это может случиться, есть и у нас, - отмечает ведущий юрисконсульт центра Михаил Соколов.
И это действительно так, поскольку в последние годы отмечен ряд случаев отказа от лечения среди беременных и уже родивших ВИЧ-инфицированных пациенток, состоящих на учете в центре. При этом они отказываются от лечения не только себя, но и своих новорожденных детей. 
Причем речь идет не о представительницах неких маргинальных слоев, а о вполне благополучных в социальном плане женщинах, уверенных в том, что поставленный им диагноз - не более чем выдумка врачей или, в крайнем случае, ошибка диагностики.
В одном из таких случаев сотрудникам центра совместно с работниками прокуратуры и органов опеки удалось убедить мать обследовать ребенка и начать назначенное специалистами лечение. В другом - медики добились через суд, чтобы ребенку была назначена специальная терапия. В прошлом году в Вологду переехала из другого региона семейная пара, в которой и муж, и жена - носители вируса ВИЧ. Однако свой диагноз они не признают. Особенно последовательна в этом отношении жена. К тому моменту в семье уже рос ребенок, который, даже несмотря на прошедший суд, не был обследован по месту их прежнего жительства, поскольку этого не захотели родители. Уже в Вологде женщина решила родить второго, однако и в этом случае ни о каком лечении даже не захотела слушать.
- Как только родился ребенок, мы подали административный иск в суд. Было очевидно, что уговоры и убеждения в данном случае бессильны, - рассказывает Михаил Соколов. - В исковом заявлении мы просили обеспечить ребенку необходимое медицинское вмешательство без согласия родителей, выдачу препаратов медицинскими работниками роддома. Для принятия судебного решения у нас было только 72 часа после рождения малыша, поскольку профилактическое лечение, начатое позже, будет уже неэффективно.
Увы, в тот же день, когда представитель центра зачитал женщине решение суда, а медицинские работники роддома попытались взять у нее ребенка для обследования и введения препаратов, она забрала малыша и вместе с мужем уехала из роддома в неизвестном направлении.
Еще один случай в этом году имел место в Череповце, однако там суд встал на сторону матери, у которой на тот момент диагноз не был установлен, но ВИЧ был выявлен у ее супруга.

Справка

На 1 мая 2018 года в области зарегистрировано 
3785 впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции. За четыре месяца 2018 года выявлено 173 новых случая. Рост заболеваемости по сравнению с аналогичным периодом 2017 года составил 28%. Среди впервые выявленных ВИЧ-инфицированных преобладают лица старше 30 лет - 61%. За четыре месяца 2018 года у ВИЧ-инфицированных женщин родились 16 детей. Все пары «мать - ребенок» получили трехэтапную химиопрофилактику. За это время на ВИЧ-инфекцию освидетельствованы 116 936 человек.

- Да, случается и такое, - констатирует Михаил Соколов. - По всей вероятности, специалистам роддома не хватило оснований для того, чтобы доказать угрозу жизни ребенка. Возможно, что соответствующая норма закона «Об основах охраны здоровья граждан» нуждается в корректировке - угроза должна быть не только жизни ребенка, но и его здоровью.

Обманываться рад…

Основываясь на собственном опыте общения с людьми, отрицающими существование ВИЧ-инфекции, Михаил Соколов подтверждает, что их очень трудно убедить в том, что они ошибаются. Обычно такие попытки вызывают агрессию, обвинения в связях с фармацевтическими компаниями, которые торгуют лекарственным «ядом». Специалисты отмечают, что особенно уязвимы в этом отношении беременные женщины, ВИЧ-положительный диагноз которым был поставлен впервые.
Почему же многие верят ВИЧ-диссидентам быстрее и охотнее, чем врачам?
Ответ прост: людям психологически проще поверить в хорошее - в то, что ВИЧ не существует. Поверив в это, можно не беспокоиться, до поры до времени продолжать жить привычной жизнью, сохраняя свой социальный статус, не подвергая себя никаким ограничениям, которые накладывает этот диагноз. Но это приводит лишь к тому, что рано или поздно эти люди все равно обращаются в центр или в другие лечебные учреждения на поздних стадиях заболевания, когда лекарственная терапия уже может быть неэффективной.
Специалисты областного Центра по профилактике инфекционных заболеваний анализируют странички социальных сетей и сайты, которые активно создают ВИЧ-диссиденты для того, чтобы выявить, насколько активно их посещают жители области. Как отметил Михаил Соколов, не всегда посетители указывают, откуда они. Тем не менее на них регулярно появляются «визитеры», называющие своим местом жительства Вологду и Череповец. А ведь именно в этих городах проживает большая часть официально зарегистрированных носителей ВИЧ-инфекции нашей области.
Юрисконсульт убежден: поставить законодательные заслоны ВИЧ-диссидентству давно пора. Еще год назад, выступая на международной научно-практической конференции «Женщины и ВИЧ/СПИД» в Санкт-Петербурге, Михаил Соколов говорил о необходимости законодательно ввести меры, защищающие детей ВИЧ-диссидентов от произвола родителей, ведь именно собственные дети становятся их первыми жертвами.
Однако тогда предложение вологодских специалистов, судя по всему, так и не вышло за пределы конференц-зала.
- Общественность и СМИ обратили пристальное внимание на эту проблему лишь через полтора-два месяца, после ряда трагедий с ВИЧ-положительными детьми, чьи родители отрицали необходимость антиретровирусной терапии, - поясняет Михаил Соколов.
Здравоохранение ВИЧ СПИД

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: