Старейший череповецкий капитан и в 90 лет гоняет на мотобайке

Череповецкому капитану Владимиру Черепанову идет уже 91-й год. Но, несмотря на возраст, Владимир Александрович до сих пор сохраняет ясную память и бодрость духа. И с большим энтузиазмом ездит на… мотобайке, который подарил ему внук.

Череповецкому капитану Владимиру Черепанову идет уже 91-й год. Но, несмотря на возраст, Владимир Александрович до сих пор сохраняет ясную память и бодрость духа. И с большим энтузиазмом ездит на… мотобайке, который подарил ему внук.
Свою Луизу встретил в парткабинете
- До войны мы жили в деревне Ольхово, в 50 километрах от современного города, - вспоминает ветеран. - Дед мой много лет лоцманом на Шексне был, а отец уже капитаном - под его началом двухпалубные и тогда еще колесные суда от Рыбинска до Белого озера ходили. До сих пор их названия помню - «Главвод», «Совнархоз» и «Коллектив коммунистов». А вообще мы, мальчишки, все пароходы тогда безошибочно по гудку определяли - у каждого судна он свой был, особенный. 
В 1941 году началось затопление чаши Рыбинского водохранилища, и деревню расселили. Но Черепановы продолжали жить на острове, отец в ту пору был назначен начальником пути и судоходной обстановки. Ну а в 1943-м, когда Владимиру исполнилось 17 лет, уже его в бакенщики определили.
Каждый день юноше приходилось на весельной лодке преодолевать пятикилометровое расстояние, чтобы сначала зажечь, а потом погасить огни на «своих» бакенах. Отработав в бакенщиках четыре года, уже в послевоенном 1947-м, он был переведен в Череповецкий порт, на пароход «Перекатный».
Проведя навигацию в качестве старшего рулевого, осенью Черепанов отправился в Ленинградское речное училище, ставшее ему временным домом. Правда, каждое лето снова на Шексну возвращался - на практику. И в один из таких приездов встретил свою судьбу - симпатичную девушку Луизу, что в парткабинете речного пароходства библиотекарем работала. В 1950-м поженились и вот уже 67-й год идут по жизни вместе, заботясь и поддерживая друг друга в самых разных ситуациях.
После окончания ленинградского училища Владимир Александрович стал капитаном ходившего по Шексне буксирного парохода «Колхозница», с которым ему пришлось познакомиться еще во время практики
- Команда у нас была большая, 18 человек - и матросы, и мотористы, и буфетчики, - продолжает рассказ Владимир Черепанов. - Ведь старая река Шексна от своего нынешнего вида сильно отличалась, пока Волго-Балт не построили, она извилистая была, порожистая, с пятью шлюзами - особо не разгонишься. Рейс от Череповца до Белого озера и обратно пять суток занимал. На «Колхознице» я всего две навигации отходил. Потом в пароходство вызывают, говорят: есть мнение назначить тебя капитаном-наставником. Я в ответ: ну, какой из меня наставник, молод же?! А мне опять - есть мнение! Посоветовался я с отцом и пошел, деваться-то все равно некуда.
«Коммунистов» переименовали в «Некрасова»
Капитаном-наставником Черепанов отработал девять лет. Поток грузов и пассажиров на Шексне ежегодно рос, каждую навигацию сюда со Свири и Сухоны присылали дополнительные пароходы. Но их капитаны речной обстановкой еще не владели, вот Владимир Александрович и подсказывал им, как лучше тот или иной шлюз и порог пройти. Довелось ему в качестве капитана-наставника подниматься и на борт «отцовского» судна «Коллектив коммунистов». Но к тому времени оно уже было переименовано в «Некрасов» и вплоть до начала 70-х годов обслуживало речной маршрут Череповец - Вологда. 
В 1962-м Черепанов получил новое назначение, став начальником судоходной инспекции Череповецкого участка. Он отработал на этой должности долгих 24 года, до самого выхода на пенсию. Река за это время изменилась до неузнаваемости - ее русло спрямилось, выше построенного в поселке Шексна гидроузла разлилось одноименное водохранилище. На смену небольшим двухпалубным судам пришли массивные «Волгонефти» и «Волго-Балты», туристов стали возить на комфортабельных теплоходах.
Перед выходом на заслуженный отдых Владимира Александровича наградили знаком «Почетный работник речного флота». Помимо всего прочего, он давал своему обладателю право раз в год бесплатно проезжать на пассажирских судах в каютах второго класса. Но вый­я на пенсию, ни разу на борт пассажирского судна Черепанов уже не поднялся.
- Не знаю почему, но мне это было уже неинтересно, - объясняет сам ветеран. - Я дачными делами увлекся, а потом мне внук мотобайк подарил, до сих пор на нем по проселочным дорогам езжу. На байке-то оно веселее. А вообще, я счастливый человек - и жизнь была интересная, и работа, и с супругой повезло. Так что на судьбу мне пенять нечего!

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: