Сохранить то, что осталось, и возродить то, что разрушено

На Светлой седмице паломническую поездку в Кириллов совершили учащиеся и преподаватели первого курса катехизаторского отделения Вологодской духовной семинарии. К ним присоединились и прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем долу.

На Светлой седмице паломническую поездку в Кириллов совершили учащиеся и преподаватели первого курса катехизаторского отделения Вологодской духовной семинарии. К ним присоединились и прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем долу.
Отец Кирилл Виноградов - священник молодой. Настоятелем Покровского храма под Кирилловом его назначили недавно. Но храм  знаком ему с детства: сюда водили его родители, здесь он учился церковной жизни. До 1997 года древний храм на Никольском озере был единственным действующим в районе.
- Да наш храм и сейчас не пустует, - рассказал батюшка. - От Кириллова он не так уж и далеко, даже если и машины нет - пешком за полчаса можно добраться. Мы договорились с автобусной службой, каждое воскресенье возят прихожан из Кириллова.
Отец Кирилл с радостью встретил гостей: он тоже закончил в свое время Вологодское духовное училище (тогда оно еще не было преобразовано в семинарию). После была Московская духовная семинария, потом несколько лет Кирилл трудился в вологодском храме святого благоверного князя Александра Невского, служил в Липином Бору.
Покровский храм не был разорен, несмотря на то, что в 1939 году его закрыли. Говорят, тогдашняя староста храма Акулина старательно высматривала с колокольни, не движется ли кто со стороны Кириллова. И как только замечала подозрительную группу людей - убегала в лес. Вместе с ключами. И пряталась там, пока опасность не проходила.
- Наверное, - рассуждает отец Кирилл, - если бы очень хотели разорить церковь, то и отсутствие ключей не помешало бы. Но ломать двери никто не решился, храм простоял нетронутым до 1943 года, когда его двери снова открылись для верующих. 
Покровский храм хранил веру Христову в самые тяжкие годы гонений. Вокруг него собирались уцелевшие монахини Ферапонтова и Горицкого монастырей. Они все похоронены подле церкви.
В храме - две части, зимняя и летняя. 
- Росписи, конечно, поновлялись в советское время, - говорит отец Кирилл, - за что спасибо отцу Георгию Иванову. Он много для нашего храма сделал, а сам он с большой любовью вспоминал о годах служения в Покровском храме. «Здесь, - утверждал отец Георгий, - я увидел остатки Святой Руси…»
Возрождение из руин
Сохранять святыню, конечно, очень важно. Но не менее важно - помогать возрождению богослужебной жизни в тех храмах, что дошли до наших дней поруганными, изуродованными - вот как, например, Казанский собор в центре Кириллова. 
Этот величественный храм, что стоит перед Кирилло-Белозерским монастырем, был кафедральным собором города. Правда, величественность осталась в прошлом, к началу XXI века он, можно сказать, сохранил только обшарпанные стены: крыша текла, внутри - залежи мусора и нечистот… В начале девяностых годов прошлого века верующие добились вывода из церковного здания винного цеха. Однако для ремонта средств найти не удалось. Почти четверть века разрушалось здание, пока в 2014 году указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия не был образован приход храма Казанской иконы Божией Матери. Настоятелем стал протоиерей Владимир Колосов, его назначили и благочинным Кирилловского округа. Указ владыка Игнатий подписал 
1 сентября, а уже 13 сентября отец Владимир совершил первый молебен. Часть храма отгородили перегородкой, там оборудовали алтарь, вставили окна, настелили полы. 
- Служат у нас каждый день! - даже немного обиделась женщина за свечным ящиком, когда ее спросили, каждую ли неделю совершаются богослужения. - Вот, посмотрите расписание… Молебны отец Владимир совершает ежедневно, Литургию - по воскресным и праздничным дням. У нас и крестный ход был на Пасху, народу - полный храм. На клиросе матушка отца настоятеля. Знаете, как она замечательно поет?..
Над входом в храм - Казанская икона Божией Матери. Это фотокопия образа, находящегося в Покровском храме. Старожилы говорят, что эта икона - из Казанского собора, спасенная верующими во время разорения главного приходского храма города. 
…Два храма - как два пути. Оба важны, они не противоречат друг другу, а дополняют. Оба даны нам Господом как главное делание в нынешнее время: сохранить то, что осталось, 
и возродить то, что разрушено. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: